«Вот нашли способ не продавать, - заявил Сергей Левченко после пресс-конференции в коридоре осаждавшим его журналистам. - Управляющая компания уже создана, 50% в ней принадлежит Корпорации развития Иркутской области и 50% «Новапорту». Нет, не 50% и плюс одна, а ровно по 50%. Конкурс? А какой конкурс? А зачем конкурс? Это же управляющая компания. Можно без конкурса».
На самой пресс-конференции получасом ранее он вещал, что никогда не продаст иркутский аэропорт в частные руки, потому что необходимо влиять на ситуацию, чтобы заниматься развитием аэропорта.
«Нам нужен инвестор, который выделит средства на развитие аэропорта, но все понимают так, что они вложат средства, то есть купят, - пытался обосновать свою позицию Левченко. - Еще раз повторяю, если говорить об инвестициях, то это выделение средств, и сегодняшними владельцами этих средств это понимается однозначно. А именно: я у вас куплю имущество, ваш аэропорт, и это называется инвестициями, а потом буду развивать. То есть это продажа».
К сожалению, Сергей Левченко противоречит сам себе. Он говорит, что ни один инвестор не станет вкладывать средства в собственность, которой он не владеет, и это действительно так. При этом он утверждает, что никогда не продаст аэропорт. По логике возникает тупик: инвестиции необходимы, но продавать нельзя. Однако сообразительный губернатор нашел выход в схеме, когда государственной собственностью распоряжается управляющая компания. Ее можно поставить на управление без конкурса, и она, взяв в свои руки бразды управления государственной собственностью, с удвоенным рвением и невообразимым энтузиазмом начнет инвестировать собственные средства в строительство нового терминала. Почему, зачем, если Левченко утверждает, что никто не инвестирует средства не в свою собственность?
Совершенно очевидно, что что-то в этой гениальной, по мнению Левченко, схеме не так. Давайте попробуем разобраться.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ 28 июня 2016 года в Иркутске инфраструктурная корпорация «АЕОН», в которую в числе других 30 предприятий входит и «Новапорт», учредила АО «Новапорт Иркутск» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.
Затем министерство имущественных отношений Иркутской области занялось подготовкой учредительных документов для создания другой компании, которая пока не зарегистрирована, но на сегодняшний день все документы уже подготовлены. Видимо, это и имел в виду Левченко, когда рассказывал журналистам о создании управляющей компании с паритетной собственностью. По информации, полученной «МК Байкал» из конфиденциальных источников, учредителем «ИркутскАэроИнвест» должно стать уже созданное АО «Новапорт Иркутск», которое, судя по всему, войдет в это предприятие со своим уставным капиталом в 10 тыс. рублей и получит 50% своей доли, о чем говорил Левченко. Остальные 10 тыс. рублей согласно тому же Левченко внесет Корпорация развития Иркутской области. После чего обозначенное уже предприятие с уставным капиталом в 20 тыс. рублей стремительно и радостно займется строительством нового терминала.
Так в чем же дело? Откуда Роман Троценко собирается брать деньги, если даже Левченко говорит о том, что ни один инвестор не станет инвестировать свой капитал в чужую собственность. Как будет работать гениальная, по мнению Левченко, схема, которую на самом деле предложил ему Роман Троценко. И в чем его далеко не бескорыстный интерес?
Дело в том, что передача государственных активов управляющей компании является одним из способов изощренной приватизации, который позволяет управленцу паразитировать на собственности, в частности на финансовых потоках, которая она генерирует. Но это даже не самое страшное, куда чудовищнее, что все создаваемые за счет этих потоков активы впоследствии становятся собственностью частных лиц, этих управленцев. Закон позволяет управленцу, и это он сделает в первую очередь, организовать перевод всех платежей через счета управляющей компании. Управленец также имеет право закладывать в банк полученное в управление имущество. И, судя по всему, в этом главный финансовый интерес Романа Троценко. Скорей всего, именно по этой схеме должны появиться так называемые инвестиции, о которых «бредит» Левченко. Но об этом подробнее чуть позже.
В случае с иркутским аэропортом речь идет об очень больших финансовых потоках. В 2015 году чистая прибыль аэропорта составила около 400 млн рублей. Ожидается, что в этом году она будет еще выше, потому что пассажиропоток увеличился и, следовательно, доходы возросли. Если оценивать имущество иркутского аэропорта по международному аналитическому показателю EBITDA, который равен объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации, то он равен 700 млн рублей. Этот показатель очень важен при оценке банками кредитной емкости при выдаче компании кредитов. И, как правило, кредитная емкость предприятия считается банками посредством умножения показателя EBITDA на 10. Иными словами, согласно таким расчетам кредитную емкость иркутского аэропорта можно оценить в 7 млрд рублей.
Короче, становясь управленцем иркутского имущества, Роман Троценко получает возможность, заложив его, и только его, взять кредит и строить новый терминал, который впоследствии, разумеется, станет его собственностью.
Вот такую схему, видимо, он и изобрел и предложил Левченко. Теперь, как мы видим, она губернатору очень понравилась. Можно, конечно, утверждать, что она действительно гениальная, но вот только для кого?
Известно также, что эта схема очень разозлила конкурентов Романа Троценко. Так, один из известных алюминиевых холдингов еще летом выразил серьезную обеспокоенность планами по созданию совместного предприятия иркутскими властями с «Новапортом». Были озвучены обвинения в непрозрачности процедуры при проведении переговоров, осуждалось намерение передать аэропорт конкретной компании без конкурса.
Сразу после этого Федеральная антимонопольная служба в лице главы ведомства Игоря Артемьева предостерегла иркутские власти о нарушении закона о конкуренции. Однако собака лает, а караван идет. Теперь всем очевидно, что Роман Троценко настойчиво двигался все это время к цели и практически достиг ее.
А для того чтобы оправдать свои действия, иркутские власти мифологизировали образ Романа Троценко, представляя его человеком всемогущего Сергея Чемезова, того самого, который руководит корпорацией «Ростех». Однако против этого обстоятельства говорит тот факт, что человек Сергея Чемезова Сергей Васин был технично устранен из совета директоров аэропорта еще летом. Кроме того, как стало известно «МК Байкал», Сергей Васин настаивал на проведении конкурса по передаче иркутского аэропорта в собственность инвестору и недоумевал, почему предпочтение должно отдаваться именно Троценко.
Короче, Левченко слово сдержит, аэропорт он действительно не продаст, он его отдаст в пользование за 10 тыс руб и таким образом сделает много выгоды тому, кто его будет пользовать. А если бы продал, то бюджет хотя бы деньги получил. Вот как-то так.
Материалы по теме:
Президент РФ подписал указ о передаче аэропорта Иркутска в собственность Приангарья