В Бугульдейке есть памятник затонувшему самолету и гигантский мраморный карьер

Чем живет прибайкальский поселок и что в нем интересного

Многие иркутяне и туристы, приезжающие в Приангарье, видели фотографии мраморного карьера возле поселка Бугульдейка на берегу озера Байкал. Но не многие видели его воочию. Наш корреспондент отправился в Бугульдейку, чтобы узнать о судьбе мраморного карьера – добыча мрамора здесь прекращена. А также о том, зачем местные жители восстанавливают соседние деревни, где жили их предки.

Чем живет прибайкальский поселок и что в нем интересного
Фото: Кирилл Шипицин

Поселок стоит на берегу речки с таким же названием на западном берегу Байкала между проливом Ольхонские Ворота и Большим Голоустным. Предполагается, что русские землепроходцы назвали местность по имени Бугульдайко – захваченного в качестве заложника сына бурятского князька. Две другие версии более практические – мол, река была так названа от эвенкийского бугуди – «олень, оленье мясо», либо слово «бугульдейка» означает «мороженая рыба». Собственно, охота и рыбалка для местных были главными занятиями. Ну, еще в советское время – леспромхоз. Но он, как и многое в стране, благополучно развалился после перестройки.

Фото: Кирилл Шипицин

Когда-то добывали здесь мрамор. Мраморное месторождение в Бугульдейке было разведано в 1968–1973 гг. предприятием «Иркутскгеология». Камень весьма ценился скульпторами – чистый, белоснежный, без трещин и вкраплений. Его можно было добывать большими, а то и просто огромными блоками. Он замечательно поддается обработке – легко пилится, хорошо шлифуется и полируется, приобретая зеркальный вид.

Хотя, по подсчитанным запасам, мрамора в Бугульдейке около 10 млн кубических метров (а общая протяженность карьера составляет более 10 километров), камень здесь больше не берут. Официально карьер находится в резерве. Согласно закону любая промышленная деятельность на побережье Байкала и в Центральной экологической зоне Байкала запрещена.

Поэтому, несмотря на то, что мрамором заинтересовались скульпторы из Италии и Южной Кореи, часть оборудования вывезли, часть сдали на металлолом. Лестницу, ведшую на дно карьера, во избежание несчастных случаев демонтировали. В прошлом году на карьере погибла девушка – сорвалась вниз. Так что установка заградительной сетки по периметру оказалась вполне оправдана.

Фото: Кирилл Шипицин

Но энтузиасты решили вернуть карьеру жизнь – объект ведь очень живописный. В прошлом году известный оружейник и скульптор Жигжит Баясхаланов начал делать здесь скульптуру белого быка – священного для бурят Буха-Нойона. Сначала провел арт-проект «Трансформация» и планировал сделать быка за месяц, но работы затянулись до ноября. Из-за морозов пришлось прерваться, и автор приступил к работе в начале этого лета. 16 июня скульптуру, сделанную из цельного блока мрамора, весом около пяти тонн, высотой четыре метра торжественно открыли. Быка установили на въезде в поселок.

Фото: Кирилл Шипицин

– Он месяца три делал скульптуру. Сам очень хороший и скромный мужчина. Работал прямо в карьере, а жил у Валентины Васильевны. Всем поселком скульптору помогали. Дети, например, оттирали с мрамора надписи типа «Здесь был Вася», – делится воспоминаниями Светлана Красноперова, директор Бугульдейской сельской библиотеки.

Фото: Кирилл Шипицин

Жаль, леспромхозу с помощью искусства жизнь не вернешь. Сейчас от него остались разрушенные причалы и деревянные шпалы. Раньше река была полноводна, по ней сплавляли до Байкала древесину, собирали в плоты и переплавляли в Выдрино. Мрамором и лесом жил весь поселок.

– Я в Бугульдейке с 1989 года. Родилась и выросла в Иркутске, но замуж вышла и вместе с мужем приехала в Бугульдейку. Когда приехала, работали и мраморный карьер, и леспромхоз, эти предприятия кормили весь район. Люди тут хорошо жили, были материально обеспечены. Но в 90-е годы леспромхоз реорганизовали, а потом закрыли. Люди остались без работы. Муж у меня, например, ездит работать вахтовым методом… На данный момент в поселке есть школа-одиннадцатилетка, детский сад, библиотека, Дом культуры. Населения около 1000 человек, – докладывает Светлана Валерьевна.

…Среди сельских домов выделяется дом Галины Бучок. Дом украшен резьбой, весь выкрашен, цветной палисадник весь в цветах, на подоконнике и веранде – опять же цветы. Она главный цветовод поселка.

Фото: Кирилл Шипицин

– В Бугульдейку я приехала в 1973 году. Сама из Казахстана, вышла замуж за венгра, и жили мы в Закарпатье. И вот оттуда переехали в Голоустное на Байкал, а потом и в Бугульдейку. Я работала учетчицей в леспромхозе, а когда тот закрылся, начала торговать в магазине. Пока был со мной муж, выращивала помидоры и огурцы, а теперь – цветы, для души. В день я около 10 часов уделяю цветам, их нужно прополоть и полить.

В свободное от цветов время Галина Николаевна плетет коврики из целлофановых пакетов и кассетной пленки. А еще ухаживает за тремя собаками, 20 кошками и 160 голубями.

Фото: Кирилл Шипицин

Недалеко от ее дома – библиотека, пожар в которой стал главным трагическим событием пятилетки. В прошлом году произошло короткое замыкание, тушили библиотеку пожарные и местные жители.

– Когда начался конкурс проектов «Модельная библиотека», наша библиотека была одной из первых выигравших в Иркутской области. Это совершенно новое видение библиотеки, это не просто хранение и выдача книг. У нас появились компьютеры и интернет, электронные базы НЭП и «Литрес», это даже не в каждой городской библиотеке есть. Год назад случился пожар, такое горе для всего поселка! Почти год мы работали в клубе. Ущерб от пожара оценили в 1,3 миллиона рублей. В прошлом году мы выиграли в инициативном проекте «Есть решение». Главное условие было – софинансирование от граждан. Благодаря неравнодушным жителям мы собрали 123 тысячи за неделю на софинансирование, остальную сумму нам выделил проект, – директор библиотеки Светлана Красноперова, кажется, горда тем, что односельчане отзывчивы на доброе дело.

Фото: Кирилл Шипицин

В Бугульдейское муниципальное образование, кстати, входит еще два поселения: деревня Куртун – в 20 км, и почти исчезающая деревня Куяда. Потомки жителей Куяды, правда, сейчас восстанавливают родовые дома, а значит, не все для деревни потеряно.

…На белой скале возле Бугульдейки стоит крест. В 2015 году генерал МЧС Валентин Нелюбов торжественно, с оркестром открыл этот памятник экипажу затонувшего самолета – дальний бомбардировщик упал в озеро в сентябре 1941 года. Через Бугульдейку во время Великой Отечественной войны проходила трасса, по которой перегоняли самолеты из Комсомольска-на-Амуре в поселок Усть-Ордынский, где формировали боевые полки для фронта. Затем самолеты летели на запад.

…Надо сказать, что именно здесь, в этой местности, на дне Байкала лежит очень много разной техники.

Фото: Кирилл Шипицин

– Тут самое узкое место до Бурятии, и зимой по льду идет техника. Зимой здесь пролегал контрабандный чайный путь. У нас в те времена даже поставили таможенный пост, – добавляет Светлана Валерьевна. Да и вообще здесь, в окрестностях, есть еще много интересного…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру