По трассе почти вплавь
В этом году организаторы постарались на славу – это отметили все джиперы. Ловушки ждали на каждом метре дистанции, болото местами было по грудь. Еще бы – трассу готовили целую неделю.
– Сегодня проходят соревнования «Ориентироффка 2019». Это финальный этап кубка Иркутской области по внедорожному многоборью. Участники приехали из Тулуна, Братска, Нижнеудинска и т. д. – больше 20 человек из разных клубов. Главная награда – кубок. Сегодня у нас впервые необычный формат: спецучастки, скоростная гонка и ночное ориентирование, – объяснил специфику нынешних соревнований их организатор Альберт Туманов.
Старт для джиперов был дан в 11 часов утра, а завершился пробег поздно ночью в лесу за деревней Новогрудинина. Первое испытание – особое: это 5 спецсекций длиной около 50 метров каждая. На прохождение каждой секции отводится 15 минут, но многие участники не уложились в это время. Им потребовалась эвакуация. На спецучастке сегодня было интересно, ведь болото не держит, из-за разлива водохранилища все вокруг затопило, воды много. Сильные экипажи проехали, а слабые застряли. Итог подводится просто. По результатам прохождения секции даются очки и идет отбор в очередности в основной гонке. За лучшее время на спецсекции дается 100 баллов, второму по результату экипажу начисляется 90, и так далее. А потом все результаты прохождения спецсекций у экипажей суммируются.
После спецсекций участники проехали скоростную лесную гонку.
– Гонка непредсказуемая, тут нет фаворитов. Машина успешного экипажа может в любой момент сломаться. Или участник, который не очень хорошо прошел спецсекцию, тут может нагнать лидеров, – объясняет Туманов.
Дамочки в болотниках
Не только брутальные мужики, но и представительницы прекрасной половины человечества участвуют в соревнованиях. Профессионализму и решительности единственного женского экипажа мужчины удивляются. На трассе никаких поблажек нет, дамы участвуют наравне с мужчинами. Порой и штурману, и водителю приходится бродить по грудь в воде, чтобы выбраться из болотной западни. Но их это, кажется, не смущает. Пилот Елена Широкова и штурман Мария Капитонова – коллеги, работают на теплоэлектростанции. Родственники, говорят они, вначале плохо относились к увлечению, но сегодня пожелали удачи.
– Год назад у нас была совместная поездка в горы, на пик Черского. Мы ездили туда на стоковом УАЗ «Патриот». У нас тогда все завязалось, а в этом году появились люди, которые помогли нам построить машину, и мы решили участвовать в кубке. Надо сказать, что женщины более аккуратны и терпеливы в вождении, но иногда нам не хватает физической силы, и решать технические вопросы нам сложнее. Для нас это не первая гонка. И основные сложности – это как раз технические неполадки автомобиля. В Братске, например, мы опоздали на старт на шесть часов: в дороге у нас растянулась цепь, мы ее меняли 8 часов. Но организаторы все-таки пустили нас на гонку. В Тулуне мы утонули в болоте, поплавали немного, и у нас «раздатка» ушла в аварийный режим. Мы без пониженного ряда откатали полгонки, потом она внезапно появилась, и мы закончили гонку. На «Майоффке» у нас рулевые тяги оторвало и загнуло. То, что можем, сами ремонтируем – как знаем. Тягу рулевую мы вытягивали лебедкой через дерево. Чтобы не снимать на трассе, примотали ломик и доехали до лагеря, заменили тягу, поехали дальше. Мужчины нам не помогали – любая помощь запрещена. У нас главная задача – дойти до финиша своим ходом и при этом не «разложить» машину.
Котлета рвется в бой
В глаза бросается необычный автомобиль: у него укороченная кабина, а сзади – крепления для оборудования, без которого на бездорожье джиперы не суются.
– Когда-то давно это был Suzuki Jimny, а с 2014 года он стал «Котлетой». Тут запчасти со всего японского автопрома. Мы ездили на хорошо подготовленных «Нивах», но они исчерпали свой ресурс. Для перехода в следующий класс мы решили попробовать такую технику, сами собрали, сами на ней и ездим. От идеи до выезда прошло примерно полгода, потом было еще очень много доработок и переделок, все приходит с опытом и километрами. Я даже не могу посчитать, сколько денег вложено в эту машину. Совершенству нет предела, и тут все, конечно, упирается в финансы. Я участвую практически во всех серьезных соревнованиях. Джиперство уже стало нашей жизнью, мы с напарником отдали этому больше 10 лет, нам это нравится, – рассказывает Антон Дьяченко из Шелехова. Они с напарником становились чемпионами Восточной Сибири и Иркутской области – еще в классе «стандарт» на «Ниве», в классе «экстрим» занимали 3 место по Иркутской области, на «БайкалМоторШоу» выигрывали. Родные Антона поддерживают – правда, ревнуют, когда глава семейства много времени проводит в гараже.
Фото автора.