Лунтик, беженка из Мариуполя, безногие инвалиды: как помогают людям, попавшим в трудную ситуацию

В День бездомного человека наш корреспондент навестил постояльцев приюта в Ангарске

30 марта в России проводилась ежегодная общественная акция «День бездомного человека». Главная цель акции – привлечь внимание к проблемам бездомных людей в России. Согласно переписи населения 2021 года, их количество уменьшилось в шесть раз. Но переписанные бездомные – лишь верхушка айсберга, в перепись попали лишь обитатели приютов или те, кто вышел к переписчикам. Сколько бродяжек в колодцах, подвалах и на теплотрассах осталось неучтенными, остается загадкой.

В День бездомного человека наш корреспондент навестил постояльцев приюта в Ангарске
Фото: Кирилл Шипицин

В Иркутске благотворительный фонд «Оберег» и Александр Соболев помогают людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В фонде два филиала – в Иркутске на Помяловского, 19а живут женщины с детьми, а в Ангарске в переулке Автоматики, 11 живут и женщины, и мужчины. В Ангарск и отправился наш корреспондент, чтобы пообщаться с постояльцами и сотрудниками приюта.

Фото: Кирилл Шипицин

Судьбы не повторяются

Сотрудники фонда ласково называю голубоглазого 36-летнего Павла Лунтиком. Его пару дней назад привезли полицейские, у него нет документов, а также проблемы с памятью. (И если вы вдруг, читая нашу статью, узнали Павла, просьба сообщить в «Оберег» его фамилию и имя, или если есть выход на его родственников, сообщить им.)

Фото: Кирилл Шипицин

– К нам обратились сотрудники полиции, на улице Ангарска его нашли. При нем не было документов, и его привезли в наш центр. Он слабо доступен к продуктивному контакту, скорее всего, у него глубокая олигофрения. Начнем по всем инстанциям устанавливать его личность. Он называет свои фамилию и имя, будем по базам полиции его пробивать, узнавать, есть ли у него инвалидность, и восстанавливать ее. Стопроцентно он инвалид детства, где-то он жил. А что случилось, непонятно. Если бы он сбежал из медицинского учреждения или приюта, полиция была бы в курсе и были бы на него ориентировки. Он с трудом вспоминает, что жил в гараже и на помойке. Всех женщин в приюте называет мамой. Мы надеемся, что после репортажей в СМИ его опознают и нам сообщат, кто он и откуда, – рассказывает Татьяна Кривошеева, специалист по социальной работе «Оберега».

Павел стал 816-м постояльцем фонда «Оберег» в Ангарске. Ему пока отдали кровать другого жильца, который сейчас проходит лечение в больнице. Как признаются сотрудники фонда, свободных мест тут практически не бывает, полный аншлаг.

Фото: Кирилл Шипицин

– Наш филиал в Ангарске работает с 1 января 2017 года. У нас центр рассчитан на 75 постояльцев и практически всегда заполнен под завязку. Работают здесь 13 сотрудников, включая санитаров и кухонных работников. Мы оказываем помощь гражданам, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, даем им временный приют, восстанавливаем документы, оформляем инвалидность, а также трудоустраиваем или определяем в дома-интернаты. У каждого нашего постояльца своя история, все абсолютно разные, двух одинаковых судеб не припоминаю. К нам попадали врачи, наркологи, психиатры, журналисты, писатели, художники, да кого только не было! Был у человека отличный социальный статус, начал пить – начались проблемы в жизни.

Фото: Кирилл Шипицин

Татьяна Кривошеева говорит, что даже освободившихся из мест лишения свободы у них всего процентов 10%, остальные – те, кто злоупотреблял алкоголем. Но есть, например, вопиющие случаи – пожилые люди, которых выгнали на улицу родственники.

– Одна женщина жила с сожителем, он умер, его родственники погрузили ее в машину, привезли к нам, открыли дверь, затолкнули ее – и уехали. По записям камер мы увидели, что они вернулись минут через десять, посмотрели, не выгнали ли мы ее на улицу. И уехали. Своего жилья у нее нет, пенсии тоже нет… А еще бывают случаи, когда квартирные аферисты отнимают квартиры у людей. Многие прошедшие через наш центр поддерживают с нами связь, пишут письма, звонят, поздравляют с праздниками.

Фото: Кирилл Шипицин

Комната безногих

У Артема Деревягина не было паспорта. И уже почти год Татьяна Васильевна с коллегами бьется над его получением, в этом месяце они надеются забрать заветный документ. Артем надеется получить новые ноги-протезы – и начать жизнь с чистого листа.

– В 2019 году перед Новым годом с пацанами напились на работе, на металлоразборке в Юго-Восточном. Пьяный шел, упал, очнулся в больнице. Люди вызвали скорую, в больницу увезли меня, ноги отрезали, я полгода там пролежал. В мае 2020 года привезли сюда, в «Оберег», и вот с тех пор я здесь. Документов у меня не было, я родом из деревни Тальяны Усольского района. Отец умер рано, мне было семь-восемь лет, мать запила, сестра старшая загуляла. Первое время ходил в школу, но не доучился, бросил учебу, начал скитаться. Потом начал подрабатывать – доски на стройке складывал. Два раза меня забирали в детский дом, но я оттуда сбегал. Все время работал неофициально: сторожил, работал на тракторе, валил лес…

Фото: Кирилл Шипицин

Вот такая судьба у человека, что тут добавить. Тотальное одиночество закончилось в «Обереге» – Артем нашел свою племянницу, общается с ней.

– Она даже пару раз приезжала меня проведать.

– Как к вам тут относятся?

– Очень хорошо относятся! В комнатах мы в карты играем, книжки читаем, в интернете сидим, телевизор смотрим. Сейчас главная цель у меня – доделать документы, оформить пенсию, «сделать ноги» и заново жить. Я считаю, что у меня не все потеряно, хочу найти девушку, приобрести или снять домик, завести куриц, поросяток, разбить огородик. Хочется детей, мальчика и девочку, – выкладывает Артем свои планы и мечтания. Желаем ему удачи.

Андрей Родиков – еще один безногий в приюте. После празднования дня рождения потерял ноги. У него есть и родители, и бывшая жена и дети, но он пока им не сообщил страшную правду о своем состоянии. Почему? Может быть, потому, что треть жизни провел за колючей проволокой, а тут еще такое.

Фото: Кирилл Шипицин

– Мне 58 лет. В Иркутске шел с дня рождения, очнулся весь мокрый, но уже в больнице, что произошло – не помню. В больнице сказали, что есть фонд «Оберег», и я тут уже 10 месяцев. С женой разошлись давно, с детьми редко выхожу на связь. Никто не знает, что я потерял обе ноги. Я ни для кого не хочу быть обузой. Родители у меня живы, я им ничего не говорю. Скоро должны сделать протезы за счет государства. Если кто выходит из колоний, обращайтесь в фонды, вам помогут наладить жизнь и найти работу, – советует Андрей.

Фото: Кирилл Шипицин

Спасалась от войны, но оказалась на улице

Про Оксану знает, наверное, половина Ангарска. Чтобы вывезти ее из-под бомбежки из Мариуполя, сестра вместе с депутатами организовала сбор средств. Спаслась Оксана от взрывов и обстрелов, но оказалась на улице после инсульта.

Фото: Кирилл Шипицин

– Я работала швеей. У нас началась война, мужа убили, я одна осталась. Случился инсульт, сестра меня забрала из Мариуполя и в Ангарске меня бросила в общежитии. Меня хорошие люди привезли в «Оберег», тут тепло, уютно и хорошо кормят. А так я на улице, на холоде сидела. Простыла, долго лечилась, – рассказывает Оксана.

Про Оксану в «Оберег» сообщили неравнодушные жители Ангарска, которые кормили ее несколько недель. Татьяна Кривошеева рассказывает подробности:

– Оксана знала, что у нее есть сестра по отцу. В 2014 году, когда начались у них обстрелы, нашла ее в Ангарске. Сестра решила, что родственница находится в опасности, ее срочно нужно забирать. В Ангарске начались сборы денег, подключился депутат. На собранные деньги сестра полетела за Оксаной в Мариуполь, привезла ее в Ангарск. Были даже статьи в газете, что все хорошо и замечательно, у них сестринская любовь. А спустя какое-то время к нам приходят две женщины и рассказывают, что женщина-инвалид сидит на лавочке и просит еду. Они выяснили, что та приехала с Украины, но не знали, что с ней делать. Мы поехали, забрали, и выяснилось, что это та самая Оксана! Она до сих пор не открывается нам до конца. Но рассказала, что сестра ее поселила в общежитии в ужасных условиях, она не может приготовить еду и помыться, решить бытовые вопросы, у нее инсульт и она недееспособна. Поэтому-то она выходила на улицу и просила еду. Сестра до сих пор не отозвалась, не пришла и даже не искала ее. А ведь Оксана уже два месяца у нас живет. У нее есть российское гражданство, пенсия украинская у нее. Мы отправили документы, ждем ответа. Будем ее в дом-интернат оформлять…

…Пока мы общались с постояльцами фонда, на первом этаже в столовой начался благотворительный концерт. В ангарский приют приехала Софья Сучкова, солистка музыкального театра имени Загурского и рок-группы «Гримерка38».

Кстати, в благотворительном фонде «Оберег» всегда рады принять в дар мужскую и женскую одежду, постельное белье. Очень рады открыткам или доброму письму для одинокого человека. Сейчас объявлен сбор денег на стиральную машину для ангарского приюта – машинка сломалась. Необходимо собрать 35 тысяч рублей.

Фото: Кирилл Шипицин

Тем, кто хочет оказать помощь, обращаться по телефонам:
Ангарск: +7 (3955) 607-112,
Иркутск: +7 (3952) 67-41-67.
Сайт фонда: obereg38.ru

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру