Иркутск занял первое место в конкурсе стратегий

Стратегия социально-экономического развития Иркутска дает шанс городу на полное обновление

У Иркутска, как столицы Восточной Сибири, много серьезных вызовов и особая ответственность – не только перед горожанами, но и перед гостями города, перед жителями территорий, тяготеющих к иркутской агломерации, да и перед жителями всего Приангарья. Областной центр должен быть подготовлен к серьезной и продуктивной работе с федеральными структурами, от которых зависит финансирование крупных проектов.

Стратегия социально-экономического развития Иркутска дает шанс городу на полное обновление
Фото: пресс-служба мэрии

Теперь благодаря тому, что у Иркутска есть стратегия, которая признана лучшей в России, мы получили возможность заявлять свои самые серьезные проекты. Помимо теплового луча у мэрии есть много глобальных задумок, которые должны преобразить Иркутск.

На конкурсе муниципальных стратегий, который прошел в Санкт-Петербурге в рамках Форума стратегов, Иркутск занял первое место в группе «Региональные столицы». К слову, если наш город набрал 13 баллов, то Красноярск, с которым столица Приангарья традиционно соревнуется, – лишь пять, заняв третье место. Второе место – с семью баллами – досталось Вологде.

Этот конкурс проводится под патронажем Государственной Думы, организаторами выступают Минэкономразвития РФ и Общественная палата РФ. Как сказала заместитель мэра – председатель комитета по экономике и стратегическому планированию Татьяна Макарычева, победа в этом конкурсе – тот уровень, к которому следует стремиться. И вот Иркутск достиг этого уровня.

Эта победа, как говорят представители мэрии, в первую очередь заслуга нашего депутатского корпуса, который и начал работу над стратегией. Техническое задание начинали писать депутаты, потом сменился кадровый состав комитета по экономике и стратегическому планированию, и вот совместными усилиями были сформированы стратегия и четкий план действий. Как мы видим, совместные труды дали высокий результат. Представлять проект в Санкт-Петербург ездил не только мэр областного центра Руслан Болотов, но и представитель думы, депутат Александр Панько.

Работа над стратегией поначалу шла трудно, подрядчику пришлось даже заменить всю команду. Но оно того стоило – теперь город обладает, что называется, «верхнеуровневым» документом, куда заложены все базовые документы, отвечающие требованиям и вызовам, которые у нас есть на сегодня.

– В результате мы получили выверенный, сбалансированный научно-исследовательский труд. В нем учтены современные реалии, успешная практика других городов и векторы, заданные федеральным центром. Теперь все документы стратегического планирования муниципалитета взаимосвязаны и согласованы между собой. Каждая цель сопряжена с задачами по ее достижению, увязана с национальными проектами, региональными и городскими программами, – отметил мэр Иркутска Руслан Болотов. – Но самое главное: разрабатывая стратегию, мы в первую очередь ориентировались на запросы жителей. И по сути она является работающим инструментом, который позволит нам воплотить социально значимые для города проекты.

Фото: пресс-служба мэрии

Приоритетом целеполагания был выбран демографический фактор: от повышения рождаемости как таковой, сохранения женского и мужского здоровья до качественного образования, обеспечения жителей работой, жильем, социальными услугами и прочим. За этим документом стоит простая и понятная реальность: чтобы человеку в Иркутске было хорошо, чтобы люди не уезжали, оставались, и не только сами, но и их дети. В общем, главное – семья, подытоживает Александр Панько.

– В фокусе нашей стратегии – семья, и очень символично, что стратегия начнет свою реализацию с 1 января 2024 года, объявленного Годом семьи. Стратегия разработана для того, чтобы город получал больше возможностей для развития, и мы должны четко понимать, какие задачи перед нами стоят, какие показатели должны быть достигнуты. Неотъемлемой частью стратегии является план мероприятий по ее реализации, а цели и задачи, обозначенные в ней, в свою очередь транслируются в муниципальные программы. Все это единый механизм, позволяющий включиться в федеральные программы и получать средства вышестоящих бюджетов на развитие нашего города, – отмечает Татьяна Макарычева.

Она приводит в пример программу по развитию общественного транспорта, реализуемую сейчас и предусмотренную стратегией в числе одного из восьми ее основных направлений. 40 автобусов были закуплены в прошлом году, и горожане уже увидели положительные изменения. Очень скоро поступят еще 80 автобусов: 40 – в декабре, 40 – в январе. На этом нельзя останавливаться: город намерен вводить систему брутто-контрактов, обновлять инфраструктуру, в том числе рельсы, контактную сеть для электротранспорта, остановки. Все эти проекты также будут предусмотрены муниципальными программами, разрабатываемыми в рамках стратегии, что позволит привлечь средства областного и федерального бюджетов на столь масштабные изменения.

Оговоримся сразу: стратегия развития Иркутска не предполагает охватить окрестные территории – в частности, Иркутский район, где проживают многие иркутяне. Во всяком случае, пока. Мэрия прорабатывает вопрос по разработке долгосрочных планов по иркутской агломерации.

– Совсем недавно вышло постановление Правительства РФ по разработке долгосрочных планов для территорий городов, включающих в себя ряд муниципальных образований, которые вносят вклад в развитие экономики РФ, и городу Иркутску там определена соответствующая роль. Сейчас только три муниципальных образования в нашей стране разрабатывают подобные планы. Наша задача – включиться этот процесс в ближайшей перспективе и разобраться во всех агломерационных процессах. Но на данный момент в стратегии не предусмотрено, что мы становимся центром агломерации и начинаем курировать деятельность, например, Иркутского района, – говорят представители мэрии.

Более того, как сообщила Татьяна Макарычева, на основании анализа, проведенного нашим архитектурным сообществом, сделан вывод, что сейчас Иркутску не надо прирастать территориями, а следует эффективно использовать те, которые сейчас закреплены за ним.

– Не скажу, что мы с этим согласны. Вопрос прорабатываем. А стратегия, напомню, является живым организмом, который может изменяться.

Какие же крупные проекты на сегодняшний день «зашиты» в стратегию как главный документ города? Планом мероприятий по реализации стратегии предусмотрено восемь комплексных стратегических проектов. Это проект развития общественного транспорта, проект по комплексному развитию объектов социальной инфраструктуры, проект по пространственному развитию, проект по демографии, проекты по туризму и инвестициям, а также проект по развитию единой набережной города Иркутска. Есть еще проект по цифровизации, который многие принимают за банальное оснащение учреждений компьютерами и телевизорами. На самом деле цифровизация – это создание информационной системы управления процессом, блок обработки данных крупной системы, какой и является город. Более того, город – это огромный хозяйственный механизм, вписанный в другие, еще более крупные, механизмы – региональный и федеральный. И суть создания этой системы управления в том, что она в конечном итоге не должна только реагировать на свершившиеся ЧП и аварии, а заранее указывать слабые места, точки напряжения. Город должен работать как часы, без остановок и сбоев.

В стратегии продуман блок пространственного развития Иркутска. Надо сказать, что параллельно с разработкой стратегии шла разработка генерального плана города Иркутска – и все документы по стратегии передавались и разработчику генплана. Среди управленцев в России все еще ведутся дискуссии, что же первичнее – стратегия или генплан. Необходимо помнить, что генплан разрабатывается с учетом положений стратегии. Стратегией в части пространственного развития предусмотрен комплексный стратегический проект – развитие четырех городских и 12 отраслевых подцентров, которые должны разгрузить исторический центр.

– Подцентр – это точка притяжения в каждом из четырех районов города. Сегодня город разрознен территориально, разделен массивами, железнодорожными путями, реками, и хотелось бы его связать инфраструктурно, но разделить в части вывода общественно-деловой функции из центра, – объясняет Елизавета Евстафьева, начальник управления стратегического развития и экономического анализа комитета по экономике и стратегическому планированию мэрии.

Надо сказать, что разработчики иркутской стратегии преуспели именно в связывании, в согласовывании интересов вплоть до федерального уровня. Это было отмечено высокой оценкой конкурсной комиссии, рассматривавшей муниципальные стратегии и планы мероприятий по их реализации. Оценка документам давалась по пяти параметрам, в числе которых амбициозность (то есть выход за собственные рамки, учет региональных проектов, интересов всех крупных игроков, представленных на территории) и согласованность с другими документами стратегического планирования.

– У нас все выдержано: обеспечена согласованность с документами регионального уровня – стратегией развития Иркутской области до 2036 года. Более того, все синхронизировано по срокам и целям с документами федерального уровня – с указами президента РФ и единым комплексным планом, где прописано достижение национальных целей, – говорит Елизавета Евстафьева.

Таким образом, стратегия гарантирует, что город теперь сможет участвовать в тех программах, куда раньше не было возможности попасть. А это большие – и неотменимые – перспективы во всех направлениях. Дата отправной точки стратегии – 1 января 2024 года. Рассчитана она на 12 лет – до 2036 года. Отменить стратегию (даже в случае смены городской власти) или отступить от нее нельзя – только лишь в том случае, если на замену ей будет разработана и принята новая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру