Мэр Свирска Владимир Орноев довольно подробно рассказал о ситуации, которая привела к тому, что без воды остался весь город.
Итак, в 2016 году в Свирске была построена водогрейная «Центральная котельная Свирска». Ее строили специально для бесперебойного обеспечения горячей водой, и работать она должна была, по проекту, не на угле, а на отходах деревообработки. В Свирске есть крупное лесоперерабатывающее предприятие – «ТМ Байкал» (директор Сергей Николаевич Говоров), и у них этих отходов просто завались. А котлы в новой водогрейке как раз были рассчитаны на забрасывание в топки щепы, коры и даже опилок. При этом администрация Свирска перед строительством взяла с «ТМ Байкал» гарантийное обязательство на бесперебойную поставку топлива для котельной. Итак, котельную построили, «ТМ Байкал» стало поставлять щепу, опилки и кору, избавившись при этом от необходимости платить экологический сбор за ущерб окружающей среде и от необходимости оплачивать утилизацию отходов на полигоне. Ну красота же! Причем всем: свирчане – с горячей водой, город не завален опилками и щепками, компания превращает отходы в доходы… И тут пришло лето 2023-го.
11 июля «ТМ Байкал» безо всяких объяснений отказало в поставках отходов лесопиления. И не совсем отходов: оказывается, щепа для компании – это продукт, товар. Мэрия Свирска предлагала платить за щепу, повысить плату, пересмотреть условия поставок. В ответ руководство поставщика предложило оставить в залог – по новому договору поставок отходов лесопиления – имущество котельной.
Владимир Орноев в своем рассказе упомянул, что компания «ТМ Байкал» является японской, и связал отказ в поставках топлива с санкциями Японии, которые она ввела для России после начала СВО на Украине.
– Причем мы предложили разные варианты по расчету за щепу, которую мы запросили, хотя с точки зрения экономики нам это невыгодно, – сказал Владимир Орноев.
Мы проверили данные «ТМ Байкал», чтобы узнать, при чем тут японцы и японские санкции. Да очень даже при чем: учредители «ТМ Байкал» – три японские фирмы. Это «Таджима ламбер Ко., ЛТД» (49%), «Мицуи и Ко., ЛТД» (49%), «Таджима Косан Ко., ЛТД» (2%). Потом мы зашли на сайт компании, но в каталоге продукции щепу не нашли.
Потом мы позвонили гендиректору «ТМ Байкал», но он отказался от комментариев. Правда, отметил, что ситуация вовсе не такая, как ее описывают сейчас, а его уже пригласили в прокуратуру и правительство – но рассказать свою версию событий Сергей Николаевич на момент написания статьи не захотел. Кстати, мэр Свирска в своем ролике заявил, что претензий к руководству компании он не имеет, поскольку это наемные сотрудники, а решения принимают владельцы предприятия.
Сейчас Свирск готовится к отопительному сезону. С 15 сентября будет запущена городская ТЭЦ – «большие котлы», как назвал ее мэр. Она работает на угле, и мэрия будет подготавливать систему для запуска и собирать нормативный запас топлива. Мэр предложил горожанам крепиться и ждать.
Чуть позднее стало известно, что администрация Свирска начала поиски других поставщиков щепы, опилок и коры для водогрейной котельной. Однако ближайшие лесопереработчики располагаются в Зиме и Куйтуне, и щепа в этом случае станет золотой и для поставщиков, и для свирской администрации.
Тем временем ситуацией в Свирске заинтересовалась областная прокуратура. Ведомство направило руководству котельной и мэрии представления об устранении нарушений. Конечно, это круто, что прокуратура так быстро отреагировала – но как они будут это нарушение устранять? Вся администрация соберется, возьмет топоры и пилы и отправится в лес заготавливать щепу и кору, пилить опилки? Или им нужно ворваться на базу «ТМ Байкала», отбирать у рабочих опилки и тащить их в котельную?
Может, лучше подумать над тем, что японские владельцы российского предприятия, как говорят в народе, «попутали берега»? Зарабатывая на нашем лесе, они отказывают нам же в коре и щепе? Если это действительно связано с санкциями, как говорит Владимир Орноев, то это уже настолько перебор, что не укладывается в голове. Если японская сторона настолько против СВО и России, то пусть поступает идеологически правильно: собирается и уходит из нашей страны, из принципа, так сказать. Плакать и тащить обратно их наверняка никто не будет.
Мы будем следить за ситуацией в Свирске.