«Право на опасения»: в чем большая игра Красноштановых?

И почему их не пугает «административка» за школу на Багратиона

Заседания думы Иркутска, на которых депутаты пытаются прояснить ситуацию со строительством школы на Багратиона в микрорайоне Юбилейном областного центра, сроки сдачи которой сорвал подрядчик, превращаются в День сурка. Каждый раз звучит вопрос о том, почему работы идут медленно, – и каждый раз ответ (если представитель подрядчика вообще соизволит откликнуться на приглашение) одинаков: да не переживайте вы, господа депутаты, мы все успеем.

И почему их не пугает «административка» за школу на Багратиона

В этот раз представитель подрядчика и вовсе заявил, что «опасения заказчика, что мы не успеем, на данный момент ничем не подкреплены». Поразительно самонадеянное замечание, учитывая, что за полтора года заказчик осилил лишь 20% всех работ, а остальные 80% ему надо сделать за год. В чем же причина такой самонадеянности?

Свои поддержат

Что позволяет представителям компании – в данном случае ее юристу, а на одном из заседаний и самому руководителю «СМПК-7» Алексею Красноштанову – не склонив виновато голову, стоять перед представителями горожан, а еще и пытаться перевести проблему с больной головы на здоровую?

Все, на наш взгляд, довольно просто. В думе у Красноштановых есть поддержка – пять депутатов, так или иначе связанных с семейством. При этом мы опустим тот факт, что сын Алексея Антон Красноштанов сейчас представительствует в Госдуме, опустим и тот факт, что сам гендиректор «СМПК-7» занимает кресло в Законодательном Собрании Иркутской области. Сосредоточимся только на думе города. Светлана Кузнецова, Леонид Усов, старший сын семейства Дмитрий Красноштанов, Дмитрий Ващук и зять Алексея Красноштанова Евгений Шеломенцев (женат на его дочери Татьяне) связаны либо семейными, либо деловыми отношениями (причем находятся или находились в подчиненном положении наемных работников). И не будем забывать, что когда в апреле 2021-го контракт на строительство школы был по результатам тендера отдан «СМПК-7», по замечательному совпадению первым замом мэра работал как раз Антон Красноштанов, а руководила «СМПК-7» выигравшая тендер депутат Светлана Кузнецова. Не правда ли, некоторым везет так везет? Или же везение тут вовсе ни при чем?..

Сегодня, когда город получил от подрядчика строительства школы больше проблем, чем пользы, стало понятно, что собственный экономический и политический интерес Красноштановых перевешивает интересы города и региона. Интерес этот в первую очередь, как можно предположить, – тендеры на крупное строительство. Но, как все понимают, мало выиграть тендер, нужно еще и выполнить контракт в срок. С этим вышла большая промашка. И нынешнее положение города благодаря «стараниям» «СМПК-7» при поддержке аффилированных депутатов плачевно. Проблема со срывом сроков строительства объекта по программе нацпроектов вышла на федеральный уровень – сегодня регион пытается помочь Иркутску вернуть федеральное финансирование на школу. В противном случае нам самим – региону и области – придется искать миллиард рублей на достройку. А это значит, что город лишится денег на другие архиважные работы – например, дороги в частном секторе, водоотведение и так далее. Но не достроить школу нельзя. Это для региона черная метка от Федерации.

Школа на Багратиона в теории.

Подай в суд на потерпевшего

Дело со срывом сроков дошло до надзорных органов и мирового суда – на гендиректора Алексея Красноштанова заведено административное дело. Правда, компания с этим не согласна, по словам юриста, «отсутствует состав той статьи, которую нам приписали» – а это, на минуточку, неисполнение обязательств по контракту. Так что, разве компания исполнила в срок свои обязательства? Нет.

Город как заказчик воспользовался своим правом затребовать уплату банковской гарантии. Банковская гарантия – это обязательство банка выплатить долг клиента при невыполнении им обязательств. Сбербанк удовлетворил требование администрации Иркутска, и деньги в казну поступили – в сумме 340 миллионов рублей. Это еще одно подтверждение невыполнения обязательств.

В конце минувшей недели на очередных депутатских слушаниях в думе Иркутска заказчик строительства школы – МКУ «УКС города Иркутска» – отчитался о том, что происходит на стройплощадке в микрорайоне Юбилейном: работы идут, на площадке 60 человек и 17 единиц техники ежедневно. Но этого, по мнению заказчика, недостаточно для завершения работ в срок – к декабрю 2023 года. Нужно увеличивать количество людей до 300 человек, работы вести круглосуточно и строить не последовательно, а все семь блоков школы разом.

– Пока мы прогнозируем, что цели не достигнем, – подводит итог месяца директор УКС Александр Зыбайло. Некоторое время назад депутаты приняли решение ежемесячно разбирать строительство на Багратиона.

Общая стоимость школы на сегодня – 1,7 млрд рублей. Освоено подрядчиком 370 млн руб. Уплачено авансов 408 млн рублей, в том числе неотработанные авансы – 388 млн руб. 1 млрд 58 млн рублей – остаток неосвоенных средств. В настоящий момент администрации города и области ведут работу по восстановлению средств, не освоенных подрядчиком, из бюджетов всех уровней. Чем все это закончится, непонятно. Ни у кого нет уверенности, что в нынешней политической и экономической ситуации средства Федерация восстановит.

При этом уже сегодня новые тендеры на постройку школ такой же вместимости предполагают гораздо большее финансирование – проекты подорожали на треть. Есть вероятность, что Красноштановым просто не хватит заложенных денег на достройку – пока они тянули, цены взлетели. Этот вопрос был задан представителю «СМПК-7». И представитель, который бодро уверял, что у депутатов нет причин волноваться, заскромничал, адресуя все финансовые вопросы своему руководству.

При таком отягощенном бэкграунде «СМПК-7» зато не поскромничала подать в суд. 19 января в арбитраж поступило заявление, где подрядчик выставляет два требования – признать незаконными требования заказчика о выплате банковской гарантии и обязать заказчика продлить контракт на строительство школы. Аттракцион невиданных запросов был откомментирован юристом Дмитрием Фоминым так: «Сегодня в отношении контракта отсутствует дополнительное соглашение о продлении сроков. Вместе с тем со стороны заказчика был утвержден новый график работ, который с нашей стороны полностью соблюдается. Нарекания от заказчика и СРО отсутствуют». И да, по словам юриста, лично Красноштанов пообещал лично председателю правительства региона, который приезжал на площадку, что объект будет сдан в срок. Ну что, господа депутаты, поверим «СМПК-7» на слово?

Школа на Багратиона сегодня.

Активность повысилась? Скоро выборы…

Нам кажется, что ни администрация города, ни депутатский костяк, собравшийся вокруг спикера Евгения Стекачева, не готовы поверить подрядчику. Депутат Квасов озвучил наверняка общее мнение: заказчик уже однажды все обещал, но в итоге школы нет, а есть только проблемы и вопрос, как ее достраивать.

Заммэра, председатель комитета по благоустройству Евгений Харитонов еще раз напомнил, что работы ведутся по действующему контракту – в части неисполненных обязательств, до полного исполнения его сторонами. Он заострил внимание на том, что и мэрия, и депутаты хотели услышать, готов ли подрядчик работать, имея в виду, что денег раньше мая не будет – так устроен бюджетный процесс. Идет большая работа по восстановлению средств, и если вопрос не удастся решить с Федерацией, придется решать его с областью, выкраивая средства из бюджета области и города. Короче, раньше мая – ни копейки.

Понимает ли подрядчик риски? Мешает ли ему что-то? Все ли чертежи ему выданы? – пытались депутаты и представители администрации получить конкретный ответ то на один, то на другой вопрос. Юрист пообещал, что ответ будет через месяц – на следующих слушаниях.

Надо сказать, что вопрос по школе на Багратиона принимает угрожающе раздражающий характер. Фактически обозначился некий раскол – группа поддержки Красноштановых и депутаты, сплотившиеся вокруг спикера для решения вопроса по школе. Стекачеву удалось выстроить взаимоотношения между иркутскими депутатами и администрациями – городской и региональной, что с 2020 года – с момента выборов мэром Руслана Болотова – позволило решить многие застарелые городские проблемы. И этот благотворный баланс начал нарушаться, как нам кажется, с того момента, как политика – условно назовем ее политикой поглощения ресурсов и наращивания политического влияния – со стороны клана Красноштановых стала заметной.

Почему же появилась такая активность? Возможно, что это единственный вариант повлиять на выборы мэра в свою пользу – то есть, говоря предположительно, поставить в 2025 году своего мэра. Ведь мэр выбирается думой. Возможно, Красноштановы стали активно подбирать команду для этого. Так в 2021 году в округе № 25, который освободился после убытия Андрея Лабыгина на пост уполномоченного по защите прав предпринимателей, появился человек Красноштанова – Евгений Шеломенцев. Сейчас весьма активно Красноштанов ведет на выборы свою дочь Татьяну. Предполагаем, что их интересует округ № 8, весь Ленинский район – а это девять округов. Вероятно, есть желание оставить за собой округ № 25 и поддержать своих союзников в паре округов. Тогда набирается треть от числа депутатов думы – 12 человек. Еще треть можно привлечь на свою сторону разными способами. Две трети – это большинство, которое и определит кандидатуру мэра.

Наказание наказанию рознь

Но это, конечно, лишь наши предположения. И нам кажется, что пока что у большинства депутатов в Иркутской думе «красноштановцы» вызывают, условно говоря, аллергию, пытаясь защищать предприятие, которое крупно проштрафилось, а ведет себя так, как будто ему все должны. Школа на Багратиона, возможно, станет решающим фактором в дальнейшей судьбе строительного бизнеса Красноштановых. Однако отношение депутатов формирует не только это, но также перетягивание на себя депутатского одеяла в части финансирования, а также агрессивные публикации в телеграм-каналах и некоторых СМИ, где достается тем, кто занимает требовательную позицию относительно школы на Багратиона. Например, спикеру думы Стекачеву, директору «Иркутского УКС» Сафронову (который, между прочим, вытягивает предприятие из долговой ямы, куда его посадили менеджеры прежней администрации Дмитрия Бердникова).

Кроме того, большое влияние не только на думцев, но и, как нам кажется, на всех заинтересованных горожан оказывает снисходительность надзорных органов – при том, что именно благодаря Красноштановым регион рискует получить «черную метку» от Федерации и стать «красной зоной» для нацпроектов, потерять средства, уже вложенные в школу, или встрять с поиском миллиарда на ее достройку. Мэр Свирска Владимир Орноев был шумно ославлен неделю назад за предполагаемый ущерб в полтора миллиона рублей. Здесь же речь идет о несравнимо больших потерях для бюджета. Средства из резервного фонда – а это сотни миллионов – Иркутск уже потерял. Между тем дело обернулось всего-то «административкой». И неудивительно, что на заседании думы юрист подрядчика посмел легкомысленно заявить: «Заказчик, конечно, имеет право на опасения». Мол, вы можете думать о нас все что хотите, нам все равно ничего не будет…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру