Минус халтурщик: у иркутских дорог появился шанс стать лучше

Хотя подрядчик, внесенный в черный список, требует отмены решения

В Иркутске – новые проблемы со старым, всенародно известным подрядчиком по ремонту дорог. При прежнем мэре Дмитрии Бердникове эта компания получила прозвище «любимый подрядчик мэрии», хотя результаты ее труда вызывали большие вопросы. Нынешняя администрация Руслана Болотова, который, на радость горожанам и следуя президентскому курсу, поставил задачу жестко контролировать качество дорожных работ, объявила войну халтуре.

Хотя подрядчик, внесенный в черный список, требует отмены решения
Мэр проинспектировал улицу Баумана и задал вопрос гендиректору компании-подрядчика. Фото: пресс-служба мэрии

Подрядчику придется с этим смириться – работать по правилам или уйти. Но однозначно ООО «СПБ «СоюзСтрой» и его генеральный директор Ваган Саргсян уже не любимые подрядчики…

ООО «СПБ «СоюзСтрой» опять срывает сроки производства работ на одном из своих участков – улице Депутатской. И уже даже не смешно: этот подрядчик у всех на слуху с 2019 года, когда делал улицу Баумана. За работы на участке между 18-м и 21-м Советскими переулками подрядчик получил более 200 миллионов рублей, но обязательств по гарантии не выполнил. Мэрия Иркутска начислила подрядчику пеню за неисполненный контракт и подала в суд…

Но несмотря на некачественно произведенные работы, он продолжал выигрывать аукционы на ремонт дорог. Причем речь идет не о копеечных контрактах, а о самых крупных и денежных тендерах. И это при том, что президент Владимир Путин неоднократно говорил, что нужно уделять максимум внимания качеству проводимых по нацпроектам работ, а администрация Иркутска с 2020 года тщательно следит за качеством и требует от подрядчиков устранения недочетов в рамках гарантии. Подрядчики с требованиями мэрии согласны. И только ООО «СПБ «СоюзСтрой» не реагирует ни на какие требования, не устраняет недоделки, срывает сроки, игнорирует все установленные нормативы. Эта позиция подрядчика свидетельствует о том, что пытается работать по прежней схеме, не понимая, что времена сильно изменились.

В начале июля стало известно, что на участке улицы Депутатской – от ул. Ширямова до путепровода «Релейный завод» – которым занимается СПБ «СоюзСтрой», работы выполнены менее чем на 30%. Между тем ремонт должен быть завершен к 31 августа.

На улице Депутатской этим летом. Фото: пресс-служба мэрии

Проверяющие заметили, что ежедневно на объекте находится 5–6 рабочих и 1–2 машины. И что они могут сделать за день? Ответ очевиден. При этом и схема ограждения места проведения работ нарушается, и дорожные знаки вовремя не выставляют, и мусор не вывозится – приходится ездить, следить, напоминать.

Однако подрядчик вовремя предоставляет акты на выполненные работы и, скорее всего, уже ждет оплату за сделанное. В мэрии заявили, что проведут проверку по уже выполненному, выдадут замечания – и оплатят только после проведения всех работ и последующего устранения всех возможных недостатков.

И это совершенно правильная позиция, выбранная в интересах горожан. Ведь отношения с этим подрядчиком имеют судебную перспективу – заставить его переделать «косяки», как показывает практика, очень непросто.

Судебные разборки с СПБ «СоюзСтрой», как мы уже говорили, велись по вопросу приема и оплаты работ на улице Баумана, которую данная компания ремонтировала в 2019 году. Тогда цена контракта составила более 200 миллионов рублей. При приеме работ были выявлены недостатки, которые подрядчик должен был устранить до 31 мая 2021 года. В июне того же года повторная проверка выявила 40 недостатков, которые нужно было устранить за 10 дней – но и это тоже не было сделано. Восемь месяцев СПБ «СоюзСтрой» чего-то выжидала, улица Баумана стояла непринятой – и тогда мэрия подала иск в суд с требованием обязать застройщика устранить недоделки, выплатить неустойку за каждый факт неисполнения гарантийных обязательств в размере 1 793 814 рублей и штраф в размере 300 тысяч рублей. Улицу в конце концов сдали. Судебное решение по делу пока не озвучено.

Но это не единственный объект, вызвавший судебные иски. В 2021 году подрядчик не выполнил вовремя работы по двум муниципальным контрактам на ремонт внутридворовых территорий в Октябрьском округе. Работники вскрыли асфальт, убрали бордюры – и исчезли. Только через два месяца компания вернулась на место, но сделали все настолько некачественно, что контракт был расторгнут в одностороннем порядке. В конце 2021 года подрядчик, не согласный с таким решением по контрактам, обратился в суд. Судебное разбирательство еще не окончено.

Удивительно, что подрядчик не страшится ничего – ни выволочек от мэра, ни судебных решений, ни даже выговоров губернатора. Поразительная самонадеянность! В 2020 году, например, комиссия мэрии проехала по всем участкам, на которых делали ремонт дорог в 2018–2019 годах, составила длиннющий список недочетов, которые должны были быть исправлены по гарантии. И выявила, что на улицах Лермонтова и Юрия Тена работы даже и не начинались! А кто там должен был ремонтировать дороги? Все тот же СПБ «СоюзСтрой». Требования администрации по гарантийным работам господин Саргсян пропустил мимо.

А в сентябре 2021 года СПБ «СоюзСтрой» делал также ремонт участка улиц Депутатской, 4-й Железнодорожной и еще на ряде объектов. Отставания по срокам и низкое качество работ отметил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, который проводил проверку ремонта. И что? И ничего.

Вы спросите: а как же многомилионные штрафы? Уж они-то должны оказать вразумляющее действие на коммерческую структуру! Все дело в стоимости контрактов. Так, ремонт участка улицы Баумана обошелся бюджету в 230 миллионов рублей. В 2021 году СПБ «СоюзСтрой» выиграл контрактов на 242,9 миллиона рублей. Ремонт путепровода на Батарейной – на 360,3 миллиона, еще несколько контрактов – почти на 200 миллионов. Все их в 2022 году выиграло ООО «СПБ «СоюзСтрой». На этом фоне штраф в несколько миллионов – сущий пустяк.

Почему же подрядчик, к которому предъявлено столько претензий, все еще имеет доступ к контрактам, которые оплачиваются деньгами налогоплательщиков?

Некачественное исполнение работ исполнителем вроде бы гарантирует отсечение потенциального подрядчика от участия в последующих торгах. Но система госзакупок устроена таким образом, что убрать недобросовестного участника с торгов практически невозможно. В случае малейшего изменения в документах на закупки, ограничивающего участие таких подрядчиков, они тут же подают в ФАС жалобу на ограничение конкуренции. Из-за этого заказчики стараются не допустить появления подобных жалоб, чтобы не пришлось разрывать контракты и заводить новые торги. Ведь именно время в системе дорожных ремонтов, которые можно делать только в теплое время года, стоит крайне дорого.

Еще один недостаток контрактной системы – то, что торги ведутся на понижение, а выигрывает фирма, давшая меньшую цену. При этом неважно, сколько у нее сотрудников в штате. Так что в реальности часто бывает, что после победы в торгах получивший контракт подрядчик, не имеющий своего штата, нанимает какую-нибудь мелкую фирму, отдает ей часть денег – и всю работу. Или вообще принимает бригаду гастарбайтеров, дает мастера и пару машин – работайте, исполняйте крупный контракт. О каком соблюдении толщины асфальтового слоя и «подушки» здесь вообще может идти речь?..

По итогу можно сказать, что мэрия Иркутска долго боролась с Ваганом Саргсяном и его компанией. И скорее всего, боролась бы дальше, и не факт, что успешно, – если бы не Федеральная антимонопольная служба. В конце апреля ФАС внесла-таки ООО «СПБ «СоюзСтрой» в реестр недобросовестных поставщиков, что существенно уменьшает количество торгов, в которых теперь вообще может участвовать эта компания. Поводом для внесения в черный список стали срыв работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы братского аэропорта и последующее расторжение договора.

Конечно, Ваган Саргсян подал апелляцию и надеется на положительное решение… Но, может быть, для суда будет иметь значение совокупный список «подвигов» компании. Мэрия Иркутска, как нам кажется, с радостью его предоставит…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру