На грани: идея реорганизации ангарских больниц вызвала скандал

Чего опасаются медики и пациенты и что обещают власти

В Иркутской области – очередной медицинский скандал, который возвращает нас во времена незабвенного министра Олега Николаевича Ярошенко, который «лечил» нашу медицину во времена экс-губернатора Левченко. Это он был активным поклонником слияний, оптимизаций и реорганизации в медицине региона.

Чего опасаются медики и пациенты и что обещают власти

Многие представители медицинского сообщества полагают, что идея слияния, которая неожиданно нашла свое продолжение при теперь уже экс-министре Якове Сандакове (с которым область, кстати, не продлила контракт, закончившийся ровно перед новым годом), имеет «ярошенковские» корни – может быть, механизм минздрава сработал, что называется, по инерции. Как бы там ни было, обсуждение реорганизации трех ангарских больниц путем слияния и оптимизации идет полным ходом и вызывает общественный отклик. «И кому вообще это надо?» – спрашивают рядовые горожане. Давайте попробуем разобраться.

От идеи до исполнения – один шаг

Как сообщили разные СМИ, вопрос реализации проекта объединения трех ангарских больниц – больницы скорой медицинской помощи, городской больницы № 1 и Ангарского перинатального центра – впервые поднимался еще весной 2020 года. Кто его поднимал, правда, узнать не удалось – действовавший тогда министр здравоохранения Наталия Ледяева находится под следствием, а в минздраве все уверены, что вопрос «назрел давно» – и все тут.

Разрабатывать дорожные карты объединения и решать все возникавшие в ходе этого проблемы в 2020 году не стали – тогда планету в целом и Иркутскую область в частности накрыл коронавирус, какое уж тут объединение. Ангарский роддом был буквально на передовой – как медучреждение, где есть реанимационные койки с подводом кислорода, его сразу же переоборудовали в ковидный госпиталь. В дальнейшем реорганизации опять же мешал все тот же коронавирус. Как только роддом выведут из ковидных госпиталей, отмоют, продезинфицируют – тут же кривая заражений начинает стремиться вверх, и роддом переводят обратно под ковидарий. Да и БСМП – ангарская больницы скорой помощи – тоже была на передовой борьбы с пандемией. Так что на этом, ковидном, фоне реорганизацию не обсуждали, однако о ней не забыли.

К вопросу вернулись в декабре 2021 года. Без обсуждений и объявлений – бац! – и уже готова дорожная карта, бац! – и решение уже даже преподносится как положительное (в пользу объединения) рассмотрение на заседании профильных комитетов и на сессии Заксобрания, а также в правительстве Иркутской области. В дорожной карте указано, что подготовить соответствующее распоряжение минздрава региона нужно в течение трех дней после подписания постановления правительства. Значит ли это, что оно уже есть и оно в пользу объединения? 

Кстати, дорожная карта была подписана министром Яковом Сандаковым в последний его рабочий день на посту главы минздрава – 30 декабря… Дальнейший трудовой контракт с Сандаковым не продлили.

Есть ли плюсы?

14 января состоялось совещание с участием врио министра здравоохранения Анны Даниловой, зампреда правительства Валентины Вобликовой, главного внештатного специалиста по акушерству и гинекологии минздрава Натальи Протопоповой, а также главных врачей и специалистов объединяемых медицинских учреждений. На нем рассказывали, как хорошо и даже прекрасно ангарским больницам и ангарчанам, а также жителям Ангарского района, Усольского района, отдаленных микрорайонов Ангарска и т. д. будет жить после реорганизации и оптимизации путем объединения медучреждений.

Городская больница № 1. Фото: Яндекс.Карты

Так, Валентина Вобликова привела в пример объединение Иркутского областного перинатального центра и Иркутской областной клинической больницы. После этого пациенткам перинатального центра в любое время стали доступны консультации узких специалистов, и то же самое ждет пациенток ангарского роддома после объединения. Наталья Протопопова заявила, что в Ангарске много патологий беременности и таких пациенток везут в Иркутск. После реорганизации исполнение клинических рекомендаций можно будет обеспечить на месте и круглосуточно. Логично? Вполне.

Кроме этого, по словам Протопоповой, в Ангарске нет нормальной женской консультации (тут в официальных соцсетях, где было сообщено о плюсах объединения, громко возмутились ангарчанки: мол, а где же мы тогда наблюдаемся?!), а процент преждевременных родов слишком высок. Главный внештатный специалист – акушер-гинеколог минздрава говорила о нормальной консультации. Женщинам нужны обследование репродуктивной системы и диспансеризация, что сможет, по ее мнению, обеспечить объединение трех больниц.

Врио министра здравоохранения Анна Данилова заявила, что рабочая группа уже создана, в нее вошли также представители минздрава и указанных учреждений. Сама реорганизация затронет управленческий аппарат, сокращение коснется только руководящих структур и обслуживающих отделов. Также к плюсам врио министра отнесла будущие централизованные закупки медоборудования и расходников, которыми смогут воспользоваться все три больницы, единую диагностическую службу для раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и центр амбулаторной онкологической помощи.

К объединенному медучреждению будет прикреплено 120 тысяч взрослых жителей АГО и района, в том числе более 13 тысяч жителей СНТ, коттеджных поселков и отдаленных микрорайонов Ангарска.

Однако если все так хорошо, почему же рядовые медики, особенно сотрудники ангарского роддома, против объединения? Причем настолько против, что требуют отмены реорганизации у губернатора Игоря Кобзева и просят защиты у президента Владимира Путина.

Минусы реорганизации

Во-первых, медики опасаются сокращений штатов. Несмотря на то что власти заявляют о том, что в новой больнице будет больше штат врачей и медсестер, слишком свежа в памяти реорганизация психиатрической службы, когда в отдаленных территориях после реорганизации были сокращены практически все врачи-психиатры.

Больница скорой помощи. Фото: Яндекс.Карты

Во-вторых, считается, объединение выгодно Ангарской горбольнице № 1 и крайне невыгодно Ангарскому перинатальному центру. ГКБ № 1 считается малорентабельным медучреждением, а роддом, напротив, способен за свой счет, не обращаясь в бюджеты, делать ремонты, закупать ряд оборудования, лекарства, платить сотрудникам премии и надбавки…

Во-вторых, ангарские СМИ просчитали, что в ходе реорганизации Ангарская горбольница № 1 должна будет переехать в один из блоков перинатального центра (не зря же участники совещания от 14 января так настаивали на том, что роженицам очень нужны консультации узких специалистов круглосуточно). Есть мнение, что благодаря этому освобождается крупный земельный участок в самом центре Ангарска. Долго бесхозной земля не пробудет – ее обязательно кто-нибудь приберет к рукам. А если потом окажется, что реорганизация была ошибочной, отыгрывать ее назад будет поздно, и город лишится одной из больниц, которых и так недостаточно.

Ряд СМИ сообщали, что наибольшие преференции от объединения получит главврач БСМП Борис Басманов, однако экспертные источники минздрава утверждают, что Басманова не назначат главврачом объединенного медучреждения.

Кто за врачей?

Вступиться за врачей и, соответственно, выступить против объединения планируют депутаты межфракционной группы «Ангарск» в Законодательном Собрании Иркутской области. Также уже известно, что против объединения выступает глава комитета по здравоохранению регионального парламента Александр Гаськов.

Заседание комитета ЗС намечено на 24 января. Не исключено, что вопрос будут рассматривать на ближайшей (возможно, даже внеочередной) сессии Заксобрания.

В правительстве Иркутской области после разразившегося скандала и петиции, которую опубликовали врачи Ангарского перинатального центра, заявили, что принимать окончательное решение будут только после того, как выслушают мнения всех – и сторонников, и противников.

После выхода статьи о реорганизации в газете «Ангарское время» в редакцию стали поступать сообщения от жителей города, которые считают, что реорганизация еще больше ухудшит положение жителей города.

Ангарский перинатальный центр. Фото: glagol38.ru

По словам регионального координатора профсоюза работников здравоохранения «Действие», например, в Ангарске уже был печальный опыт реорганизации с объединением, идея исходила как раз от министра Ярошенко. Ангарскую инфекционную больницу, городской психоневрологический диспансер и городской туберкулезный диспансер соединили с областными больницами. В результате ангарские медучреждения потеряли в финансировании, произошло сокращение штатов врачей и медсестер, ухудшились условия труда, многократно возросла нагрузка на медперсонал.

Депутаты думы АГО, как выяснилось, о грядущем объединении трех больниц узнали из СМИ. И теперь находятся в состоянии некоторого шока, поскольку не могут понять: хорошо это будет для города и горожан или не очень. Тем более что термин «оптимизация» в сочетании со здравоохранением давно вызывает у причастных нервную почесуху. Все привыкли, что после этого наступают кризис и раздрай. Будем надеяться, что власти Иркутской области оптимизируют сам процесс оптимизации медицины, запущенный экс-министром Ярошенко. Как? Может быть, даже резким и категорическим прекращением всех возможных оптимизаций, объединений и реорганизаций. Во всяком случае, пока, в то время как начинается очередная волна коронавируса и каждая койка на счету.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру