Мама, не прощай: стоит ли расселять поселки Мамско-Чуйского района?

Местные жители не считают свои территории бесперспективными

В середине ноября на заседании комитета по здравоохранению и соцзащите Законодательного Собрания Иркутской области министр экономического развития региона Наталья Гершун предложила депутатам рассмотреть вопрос о переселении жителей Мамско-Чуйского района в другие муниципалитеты. Это вызвало широкий общественный резонанс. «МК Байкал» выяснял, что думают о предложении сами мамцы.

Местные жители не считают свои территории бесперспективными

Вообще, министры в Приангарье славятся своими чудными высказываниями. Как, в принципе, и в других регионах. И тут госпожа Гершун заявила, что создавать новые предприятия и развивать район, относящийся к Крайнему Северу, нецелесообразно. Почему-то в соседнем, расположенном намного севернее, Красноярском крае – целесообразно, а в довольно богатом полезными ископаемыми Мамско-Чуйском – нет.

Министр также предлагает жителям Мамско-Чуйского района ездить на работу в Бодайбо. Если учесть, что нормальных автомобильных дорог в районе нет – только грунтовки и открытая вода летом, зимники – зимой, вертолеты в межсезонье, то да, каждый день на работу в Бодайбинский район ездить как раз нормально…

Министр экономического развития Иркутской области уточнила свой посыл к расселению района.

– Это территория крайнего севера, у нас ресурсов не хватит на ее развитие. Стратегия развития области – это некий договор между собой, что мы развиваем, что нет. В Мамско-Чуйском районе, насколько помню, часть поселков уже были закрыты и переселены. Считаю, что эту работу должны продолжить. [...] Поселок Мама останется навсегда, наверное, – сказала Наталья Гершун.

О развитии Мамско-Чуйского района на заседании комитета говорила и вице-спикер Заксобрания Лариса Егорова.

– Есть у нас районы, которые больше других эту стратегию ждут. Мамско-Чуйский район, что его ожидает, почему он вообще не упоминается в стратегии? Была создана группа по развитию района, но ни разу не собиралась, – сказала она.

Однако министр также обмолвилась, что поддерживать Мамско-Чуйский район правительство области намерено минимум до 2036 года. Так что в ближайшее время никто никого никуда не погонит.

А мы решили рассмотреть этот район, который так привлек внимание властей, немного поближе. Итак, по данным Википедии и Иркипедии, в Мамско-Чуйский район входит три муниципальных образования, состоящих из 11 поселений. И в части из этих поселений действительно почти никто не живет. К примеру, поселки Воронцовка, Заря, Тетеринск и Большой Северный – там указано 0 проживающих.

Фото: ОБЛКОММУНЭНЕРГО38.РФ

– Действительно, люди из этих поселков практически разъехались, – говорит мэр Мамско-Чуйского района Алексей Морозов. – Однако говорить о том, что там никто не живет, рано. Где-то живет 10 человек, где-то – 20. Зарегистрированы они, допустим, в поселке Мама или в пгт Витимском, а живут в той же Заре.

Больше всего народу проживает в поселке Мама – 2851 человек. Во втором по числу зарегистрированных жителей поселке Луговском – 367 человек. В пгт Витимском — около 260 человек (по данным на 1 января 2020 года).

Наталья Гершун не ошиблась – в 2019 году часть населенных пунктов Мамско-Чуйского района действительно были расселены. Так, в декабре вышло постановление о переселении жителей и закрытии деревень Рысья, Садки и участка Чайка. 1 ноября вышло постановление о переселении рабочего поселка Горно-Чуйского. А в марте 2019 года расселили рабочий поселок Согдиондон, в котором на момент расселения проживало 207 человек.

Теперь давайте посмотрим, как происходит расселение и переселение на примере того же Согдиондона. Сначала принимается решение об упразднении населенных пунктов и подготавливается законопроект. Его выносят на сессию Заксобрания. Депутаты обсуждают, выясняют мнение жителей данных населенных пунктов, смотрят на целесообразность: собственные доходы муниципалитета, сколько там живет человек, их возраст, социальное положение, количество детей, наличие социальных объектов… Потом принимается решение о принятии законопроекта. Принятый парламентом закон вступает в силу, и для жителей населенного пункта, зарегистрированных на его территории и имеющих в собственности недвижимость, готовятся уведомления о переселении.

– Переселение – это не так просто, – говорит мэр Мамско-Чуйского района Алексей Морозов. – Не возьмешь же людей с имуществом и не перевезешь в другой поселок. Может, они не хотят вообще тут оставаться? А вдруг их не устроят дома в том поселке, куда их привезут? Есть множество нюансов, и поэтому конкретных мест для переселения нет. Людям просто выделяют деньги – определенную сумму на человека.

В Согдиондон после принятия закона о расселении приезжал министр соцразвития Владимир Родионов, который привез постановления о расселении и разъяснил, как будет производиться выплата. На одного жителя выплата составила 690,9 тысячи рублей. Куда переезжать – люди решали сами. По данным администрации, часть жителей Согдиондона переехали в поселок Мама, оставшись жить на территории Мамско-Чуйского района, часть выбрали для себя Шелеховский район (в частности, село Баклаши), а часть перебрались в другие районы Приангарья.

– Если сейчас решат расселять ряд населенных пунктов района, то, я думаю, сначала нужно обязательно спросить у живущих там людей, – говорит Алексей Морозов. – Я знаю, что бывшие наши земляки, уехавшие в Баклаши, сейчас очень недовольны. Многие говорят, что уж лучше бы остались в своем районе. Старики, возможно, вообще уезжать не захотят…

Между тем на территории Мамско-Чуйского района вполне можно создавать разные добывающие предприятия. Сюда заходит часть золотоносного месторождения Икибзяк, есть нефть, газ и даже алмазы (Малоботуробинская, Патомская и Мамская алмазоносные территории). Ну и слюда, железо, олово, уран – это тоже есть.

Может, министр не совсем права, рассуждая о бесперспективности и нецелесообразности? Ну а что – случается, что и министры ошибаются.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру