Глобальный передел социалистической собственности мы пережили в 90-е годы. В 2000-е структурообразующие компании перешли в руки федералов и московских крупных собственников. Сегодня, видимо, наступила очередь среднего бизнеса: консолидация оставшихся местных активов в интересах нерегиональных групп. Но для каждого провинциального центра, каким, собственно, и является Иркутск, такие перемены имеют далеко идущие последствия. В сложившиеся бизнес-отношения, в среду местных групп влияния вторгаются внешние игроки. Где-то процесс имеет вполне цивилизованные рамки, а где-то приобретает черты иные, далекие от офисных переговоров. Порой крайне непросто разобраться в происходящем.
Дело о коррупции или что-то другое?
В мае 2021 года Иркутск стал свидетелем громкого ареста бизнесмена Сокольникова и его компаньонов. Несколько управляющих компаний сферы ЖКХ, известные в Иркутской области как «Стороны света», стали предметом пристального внимания силовиков. Является ли это следствием вероятного рейдерского захода в сферу ЖКХ? Вопрос остается открытым.
Однако факт при этом остается фактом: в конце мая произведены задержания и обыски во всех офисах «Сторон света» и аффилированных с ними фирм. Коммерческий подкуп, в котором заподозрили управляющие компании, – это преступление, совершаемое против интересов управления в коммерческих организациях. А если проще, то речь идет об откатах, которые подрядчики отдают заказчикам. Откаты – штука довольно распространенная в бизнес-среде во всем мире. Только в Китае, пожалуй, все строго, там государство бдит за процессом откатов – и «откатывают» исключительно в пользу государства. Вот недавно Си Цзиньпин мягко намекнул китайским бизнес-воротилам «откатить» в фонд борьбы с бедностью – и все дружно выстроились в очередь, чтобы «откатить» как можно больше…
Что мы имеем «с гуся» в иркутской истории про откаты в коммунальной области? Аресты произошли. Было задержано девять человек – гендиректоров, учредителей и главных бухгалтеров крупнейших управляющих компаний города.
Никаких намеков на силовые методы как средство переговоров о смене собственников «Сторон света» вроде бы нет.
Настораживает лишь одно – вокруг этого процесса накаляются общественные страсти, которые можно было бы и не накалять, дав следствию спокойно работать – выяснять, кто виноват, а кто, например, пошел по делу паровозом, оказался втянут более или менее случайно.
Необъективности ради
Мы ни в коем случае не поддерживаем коррупционеров. Однако интересно, почему небезызвестный сайт «Бабр 24», посвятивший «Сторонам света» и всей коммунальной истории ряд смелых статей, сделал торопливые выводы, заранее утверждая, что все арестованные виновны в коррупции. Однако выводы делать рано, потому что действия учредителей и руководителей «Сторон света» можно теоретически отнести, например, к экономическим, а не коррупционным, статьям.
Но объективности ради хочется разобраться, кто есть кто, и побольше узнать о тех, кто учреждал эти «Стороны света» – что это за люди и что их свело в одном месте.
В истории фигурирует несколько фамилий, но лишь одно имя, пожалуй, широко известно иркутянам: Михаил Дамешек. Этот человек опосредованно связан с громким арестом и, как сообщает тот же интернет, он сотрудничает со следствием и отпущен под домашний арест.
Остальные арестованные – Сокольников, Теплова и Якубенко – учредители и директора в различных компаниях, связанных с деятельностью УК «Северная», УК «Южная», УК «Западная», мало известны иркутянам. Познакомимся с ними поближе.
Валерий Сергеевич Сокольников, в прошлом иркутянин, ныне бизнесмен, бизнесмен и меценат. Руководитель ООО «Академия Разума» (г. Санкт-Петербург). Практически главный собственник «Сторон света», по документам у него 50% акций.
Кроме того, следователи обратили внимание на Дарью Теплову и Константина Якубенко, известных преподавателей ведущих юридических вузов России. И в них сразу, не дожидаясь окончания следствия, полетели камни. Так, иркутский сайт «Бабр 24» открыто намекает на то, что уважаемый в юридической среде К. Ю. Якубенко использует свои профессиональные связи с целью повлиять на окончательные решения судей. Цитируем: «Так, известно, что Константин Якубенко беспрепятственно входил к председателю Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Олегу Попову…» Мало ли где заведующий кафедрой вуза и судья могут встретиться – на профессиональной конференции, например… Однако в контексте получается нехороший такой намек, некрасивый. Упомянутые в цитате лица могут и в суд обратиться, иск о защите чести и достоинства подать – все же речь идет о высококвалифицированных юристах.
И может быть, этот намек похож на попытку повлиять (с помощью общественного мнения) на мнение тех, кто следствие ведет?..
«Профессионалы» как отрасль коррупции?
Портал выстраивает линию обвинения, используя позицию «так, известно». Имеется ли в виду некий конкретный источник?.. «Линия обвинения» легко навешивает коррупционные ярлыки, мотивируя тем, что юристы, которые являются и собственниками организаций, и преподавателями, имеют обширные профессиональные связи. Обвинение в профессиональных связях, конечно, суровое, что уж говорить. Эдак нас всех можно обвинить в том, что мы с кем-то учились в школе или вузе, кого-то учили…
Они профессионалы, и поэтому могут быть коррупционерами – такой вывод предлагают нам сделать. Полагаете, что профессионал именно поэтому профессионал? Нам кажется, что профессионал пользуется уважением коллег заслуженно и не позволит себе в силу как раз своего профессионализма вот так беспардонно использовать своих коллег по профессии.
Заслужили ли юристы какое-нибудь уважение в профессиональном сообществе? Дарья Теплова – учредитель пяти коммерческих компаний: ООО «Комфорт», ООО «Иркутская процессинговая компания» и других (если верить открытым бизнес-порталам). Но кроме того, она кандидат юридических наук, автор более 40 научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия. Ее специализация – конституционное право.
Дарья Олеговна, со слов знающих ее людей, активно занималась преподаванием, наукой, консультированием. Живет в Иркутске, одна воспитывает дочь, уезжать куда-то на ПМЖ не собиралась – зачем? Законов не нарушала, работала в системе вполне успешно, все было отлажено. Что привело ее в бизнес, да еще в бизнес, связанный с ЖКХ? Вероятно, появилась какая-то возможность стать собственником – об этом ведь многие подумывают. Предполагала ли она такой поворот в своей благополучной судьбе?..
Константин Якубенко – кандидат социологических наук, доцент. До того момента, как у него возникли серьезные проблемы со здоровьем, он 30 лет возглавлял кафедру теории и истории государства и права Юридического института ИГУ. Он, конечно же, имеет научные публикации – по истории политических правовых учений, о понятиях и источниках мусульманского права, о формировании арабо-исламской политической идеологии и пр. И в бизнесе Константин Якубенко давно. В 2000-е годы оказывал юридическое содействие и юридическую защиту ООО «Игирма-Тайрику» – в тот самый момент, когда происходил рейдерский захват предприятия. Юридически помогал отбивать атаки во время рейдерских захватов «Ангарскцемента» и карьера «Перевал» в поселке Култук. На данный момент он руководитель и учредитель нескольких ООО, в основном юридической и управленческой направленности. Однако часть этих контор связана с деятельностью «Сторон света».
Логично предположить, что, имея большой практический опыт в сопровождении бизнеса, Константин Якубенко не стал бы, как говорится, совать голову в петлю. Вероятнее всего, и он не предполагал такого разворота событий.
И потом, по общему правилу собственник вроде как и не отвечает по обязательствам предприятия – равно как и предприятие не отвечает по обязательствам собственника. Соответственно и Дарья Теплова, и Константин Якубенко не могут отвечать за действия руководителей управляющих компаний, известных как «Стороны света». Но тем не менее в текстах портала «Бабр 24» все выводы уже практически сделаны. Другими словами, в руках у автора уже была вся доказательная база, из которой следует, что да, и Теплова, и Якубенко виновны?..
Кстати, Константина Якубенко решением суда апелляционной инстанции Иркутского областного суда еще в августе перевели под домашний арест. К слову сказать, он никогда не нарушал законы РФ. И апелляционный суд счел, что он не собирается чинить препятствия следствию, а также никуда не собирается сбегать. Во-первых, у человека есть обязательства перед семьей – он воспитывает несовершеннолетнего ребенка, а во-вторых, состояние здоровья просто не позволяет куда-то бегать. Кстати, следствие почему-то этот факт не учло, когда предлагало Октябрьскому районному суду меру пресечения в виде заключения под стражу – и суд принял такое решение.
Так почему некоторые информационные ресурсы пошли таким путем? Не проще ли, хотя бы чтоб не ставить самих себя в неловкое положение, дождаться окончания следственного процесса и начала судебных заседаний? Презумпция невиновности все-таки еще существует. Да и в таком крупном и социально значимом расследовании общественное мнение, которое частенько строится на догадках или непроверенных сведениях от третьих лиц, может и помешать.
…К тому же остается открытым вопрос: кому все-таки выгодна такая дестабилизация на рынке управления жилой недвижимостью в Иркутской области? И это на самом деле главный вопрос, на который следовало бы искать ответ журналистам.
Добавим, что юридическая общественность Иркутской области ждет объективности. И надеется на то, что новое руководство правоохранительных органов области разберется также в том, не используется ли в этом случае статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») для оказания давления на собственников предприятий.