Корабль ищет хозяина: о самоделкиных улицы Загоскина

В Иркутске во дворе частного дома стоит большой корабль

Улица Загоскина расположена за школой № 23, что на улице 1-й Советской. Раньше это была окраина Иркутска. Тут стояли деревянные дома частного сектора. Кое-что из тех времен дошло и до наших дней: старые почтовые ящики, голубятни, светильники над воротами и старые адресники на домах. 

В Иркутске во дворе частного дома стоит большой корабль
Корпус корабля его хозяину помогал делать настоящий корабельный сварщик. Фото: Кирилл Шипицин

Когда идешь по переулку, складывается ощущение, что ты попал в советское время. Лишь многоэтажки на горизонте выдают, что ты все-таки в двадцать первом веке. В одном из дворов стоит корабль. Как он тут появился, для многих загадка.

– Мне кажется, корабль в этом дворе стоит лет тридцать. Его и строили прямо во дворе, он рос на глазах. Сколько лет я мимо хожу, так он все стоит, его, наверное, даже на воду не спускали, – рассказывает местный житель Борис Драдсковский. Мы встретили его неподалеку от дома с кораблем.

Мы вместе идем к усадьбе, где стоит корабль. Во дворе несколько собак и вроде ни одного человека. Борис Федорович, пока мы ждем, рассказывает историю своей самоделки, которая будоражила некогда весь район.

– Я в детстве, лет в тринадцать, построил самолет и летал по 1-й Советской. Началось все с того, что нашел японский трофейный двигатель. Двигатель был хоть и небольшой, корпус весь алюминиевый, но оказался мощный, девяносто лошадиных сил развивал. Я учился тогда в 23-й школе и ходил еще в авиакружок. Фантазии у меня было много, строил самолет из того, что выбрасывали курсанты ИВАТУ, остатки от слесарных работ. Раньше же металлолом плохо принимали, это сейчас проволочки не найдешь на улице. Мать ругалась, что я домой «мусор» тащил. Клей тоже приходилось доставать – фанеру склеить, чтобы она не расслаивалась.

Борис Федорович когда-то смастерил самолет, который летал над улицей 1-й Советской. Фото: Кирилл Шипицин

А летом, в самый разгар летательного сезона, пришли к нам домой сотрудники ИВАТУ. Меня в тот момент дома не оказалось, на речку, на Ушаковку, убежал. И маму убеждали, что нужно запретить мне летать, ведь я создавал шум, самолет был громкий. И вообще, мол, это опасно.

Приходили и милиционеры домой. Они не верили, что я самолет сам построил. Он был небольшой. Придут, покачают его за крыло и уйдут в недоумении. А я на нем высоко поднимался. У нас же рядом ИВАТУ, курсанты с удивлением смотрели: какая смелость у мальчишки! Здоровье мне не позволило стать летчиком, а смелости у меня было много.

Перед армией я поехал в Тайшет. И однажды, когда дома никого не было, самолет выкатили и распилили напополам. Соседи даже плакали, просили, чтобы не разрезали его. Но аргумент у представителей власти был один: распиливаем, чтобы никто не разбился на этом самолете.

А когда я приехал домой и увидел, что нет моего самолета, плакал. Я очень жалею, что его распилили. Лучше бы как памятник его поставили на 1-й Советской. Мол, «первобытный» пацан изобрел, сделал чертежи и расчеты – и построил самолет.

…Нам все же удалось поговорить с семьей кораблестроителя, узнать историю корабля – зачем мы, собственно, первоначально и пришли. К сожалению, как мы узнали, хозяин корабля умер, не успев спустить судно на воду.

Корабль в огороде выглядит очень живописно. Фото: Кирилл Шипицин

Со стороны кажется, что корабль ржавый, но войдя в ограду дома, понимаешь, что это цвет грунтовки и что на корабле практически нет ржавчины, хоть он и стоит два десятилетия на улице. Сразу понятно, что его строили для себя, строили с любовью.

В кают-компании уже уютно. Фото: Кирилл Шипицин

– У меня отец был летчиком в иркутском аэропорту. У его друзей были яхты и корабли, и отец тоже загорелся этой идеей. Начал строить еще в начале этого века, лет десять строил. Размеры у корабля внушительные – 16,5 длина, 4,8 ширина. Сделать корпус ему помогал профессиональный корабельный сварщик, а каюты и все остальное он делал сам, своими руками. К сожалению, так и не успел его спустить на воду. Зачем строил? Хотел на нем ходить по Байкалу, катать семью и друзей. Корабль зарегистрирован в ГИМС, на него есть все документы, я его переоформил на себя и плачу на него налоги. Но сам на нем не буду ходить, хотелось бы передать его в добрые руки, тому, кто смог бы его доделать и путешествовать на нем, – рассказывает сын кораблестроителя Юрий.

Рубка управления. Штурвал и капитанское кресло. Фото: Кирилл Шипицин

Корабль внутри отделан вагонкой, силовая установка у него – двигатель от комбайна, по бокам расположены четыре маленькие и одна большая каюты. Электроники на корабле минимум, лишь морской штурвал, пять датчиков и тумблеры.

Фото: Кирилл Шипицин

– Приезжали несколько человек, смотрели корабль, но были сложности с вывозом его через дворы. Сейчас за забором автостоянку закрыли, трал и кран смогут вплотную подъехать и погрузить его. До водохранилища ехать недалеко. Может, кто-то найдется.

Силовая установка -- двигатель от комбайна. Фото: Кирилл Шипицин

Мы не сомневаемся, кто-то найдется. И заранее желаем кораблю первого удачного плаванья.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру