Игирминский бор: карты, деньги, два топора

Люди бьют тревогу, видя, как варварски вырубают уникальный Игирминский бор

Десятки миллионов рублей от продажи кварцевого песка против сохранения реликтового бора – в Иркутском областном суде набирает обороты дело Янгелевского ГОКа против минприроды региона. Судя по всему, хозяевам ГОКа стало мало песка в действующем карьере и они «точат топор» на памятник природы – Игирминский сосновый бор, который «мешает» их дальнейшим разработкам. На 5 августа назначено рассмотрение дела. Между тем из Янгеля поступают тревожные вести.

Люди бьют тревогу, видя, как варварски вырубают уникальный Игирминский бор
В соцсетях появилось сообщение местных жителей: "Поваленные сосны, варварски вырубленный лес. Это просто шок!!! И это все ради песка?! Где природоохранная прокуратура? Где правоохранители? Где все?". Фото группы "ВКонтакте" "За сохранение Игирминского бора", https://vk.com/wall-206138683_1

На днях по соцсетям разлетелись фото с поваленными соснами, которые лежат вперемежку с грудами песка. Авторы снимков призывают правоохранителей разобраться в ситуации (орфография сохранена):

«Люди, ALARM! В Иркутской области убивают природный памятник Игирминский сосновый бор! На днях мы впервые за два года выбрались отдохнуть с палатками в район Янгеля. Красивейшее место – река, сосны на песке… Уникальное место. Но рядом расположен «Янгелевский ГОК», который этот песок черпает и продает. Как нам сказали местные, принадлежит он некоему Эдуарду Дикунову, бизнесмену-депутату из Иркутска. И сейчас, похоже, комбинат «расчищает» себе новые площади. Поваленные сосны, варварски вырубленный лес. Это просто шок!!! И это все ради песка?! Где природоохранная прокуратура? Где правоохранители? Где все? Неужто позволят вот так взять – и уничтожить ради наживы?!...»

В «поле» рупор, в ГОКе дым

Эдуард Дикунов, на которого указывают авторы поста, считается теневым хозяином АО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат», хотя формально он «всего лишь» член Совета директоров предприятия.

Краткая справка для тех, кто не в курсе, who is Mister Dikunoff. Нынешний бенефициар Янгелевского ГОКа – это экс-депутат Заксобрания Иркутской области и хронический кандидат в депутаты с наработанным амплуа «общественника» и любителя пиара на теме «исторических памятников» (когда «исторический» статус лепят любому кирпичу ради достижения своих целей). В последние годы Дикунов известен серией скандальных информационных и судебных кампаний против различных структур в Иркутске и за его пределами – кампаний, которые по ряду признаков имеют заказной характер. Базовым инструментом кампаний Дикунова является так называемый фонд общественного контроля «В поле зрения». Кстати, учредителем фонда является АО «Янгелевский ГОК» (они даже имеют один юридический адрес: г. Иркутск, ул. Ангарская, 16).

В активе «Дикунова поля» системные наезды по территориям в городке ИВВАИУ и на Цесовской набережной Иркутска. Причем набережная вызывает отдельные вопросы, ибо, по мнению Эдуарда Дикунова, ее «украли». Кто именно – не уточняется. Но судя по нападкам в информационном поле, это либо предприниматель Владимир Дмитриев, который возводит там жилой комплекс, либо компания «Иркутскэнерго», которая проводит реконструкцию ТЭЦ. При этом оба проекта предполагают дальнейшее благоустройство набережной. Однако Дикунов через свои рупоры кричит о каком-то «воровстве» и хаотично требует у областной власти построить там то парк развлечений, то сквер, то концертный зал.

Памятник природы в карман не засунешь

Ради чего, а точнее ради кого весь этот шум – отдельный вопрос. Ибо такая раскрутка обычно стоит больших денег и, как следствие, имеет в своей основе большие заказы. За этим шумом и пиар-пылью из поля зрения как-то ушел сам Янгелевский ГОК – экономическая основа и песчаная «скатерть-самобранка» Эдуарда Дикунова. Только за прошлый год оборот ГОКа составил около четверти миллиарда рублей. Это действительно не кварцевый, а «золотой» песок. И все бы ничего, не угрожай эта «золотая кварцевая жила» настоящему и всенародному богатству.

Только за прошлый год оборот ГОКа составил около четверти миллиарда рублей. Это действительно не кварцевый, а «золотой» песок. Фото группы "ВКонтакте" "За сохранение Игирминского бора", https://vk.com/wall-206138683_1
 

Ландшафтный памятник природы – Игирминский сосновый бор – признан таковым еще в 1989 году. Песчаный карьер, откуда сегодня таскает кварцевый песок ЯГОК господина Дикунова, был на той территории еще при Союзе. Но! Он не заходил дальше отведенных ему границ. Что произошло сегодня? В 2020 году минприроды Иркутской области провело инвентаризацию особо охраняемых территорий, в том числе Игирминского бора. Были обозначены границы охраняемых территорий. В мае 2021 года была окончательно определена площадь бора – 7035 га. Не будем сейчас говорить о ценностях реликтового леса. Это просто не обсуждается. По крайней мере, его ценность понятна для всех, кроме хозяина Янгелевского ГОКа, ибо он через суд потребовал… уменьшить площадь памятника природы в два с лишним раза – до 3308 га, или, переводя цифры в обратном порядке, потенциально увеличить площадь песчаного карьера в 50 раз!

Нехилый запрос! При этом понятно, что если хотелки хозяина ГОКа сбудутся, то в итоге под топор может пойти половина реликтового бора. Ведь добывать кварцевый песок без вырубки леса, который на нем стоит, невозможно. Но разве это волнует бенефициара Янгелевского ГОКа, если на кону стоит личное благополучие. По иронии судьбы, хроническому борцу «за памятники» Эдуарду Дикунову как раз памятник и помешал – причем природный. Как говорится, это вам не на набережной с плакатами прыгать. Тут кровное/карманное задето…

Суд да дело – руби смело?

Отметим, что сегодня базовая экологическая доктрина для предприятий вроде Янгелевского ГОКа заключается в бережных разработках и максимальном использовании разрешенных и действующих территорий. Иными словами – рой здесь, отрабатывай максимально что есть и не лезь на новые территории. Но кварцевый песок – «коварная» штука. Сверху он практически чист (промывается естественным способом совершенно бесплатно дождевой или талой водой). Как говорится, черпай не хочу и продавай. А вот глубже уже придется фильтровать – тратить деньги на искусственную, оплачиваемую из доходов, промывку. И здесь включается философия нового собственника нашего времени: зачем идти вглубь, когда можно идти вширь? И по барабану, что тут реликтовый лес. Сегодня лес – завтра… не лес. Вот таким образом реликтовый бор оказался «в поле зрения» судебного «топора» Эдуарда Дикунова.

Добывать кварцевый песок без вырубки леса, который на нем стоит, невозможно. Фото группы "ВКонтакте" "За сохранение Игирминского бора", https://vk.com/wall-206138683_1

Безусловно, никто не утверждает, что Янгелевский ГОК Дикунова, пока суд да дело, залез на запретную территорию. Никто не говорит, что Эдуард Дикунов ради наживы пускает бор под топор. Но после фото, которые распространили в интернете туристы, побывавшие в Янгеле, хочется, чтобы правоохранительные органы в целом и природоохранная прокуратура в частности провели свою инвентаризацию и проверили правомерность границ и территорий, откуда сегодня ГОК Дикунова черпает дорогой во всех смыслах песок. Как говорится, надо сверить карты, понять денежные потоки и разобраться с «топорами». Что до суда, через который Янгелевский ГОК пытается «отжать» себе заповедные территории под разработки, вырубив при этом реликтовый бор, то он состоится уже завтра. Мы очень надеемся, что решение будет в пользу уникального леса, а не «золотого» песка в карманах «топорного бизнеса».

Фото группы "ВКонтакте" "За сохранение Игриминского бора" https://vk.com/wall-206138683_1

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру