В Приангарье объявили конкурс на самую большую яму

Мэру города-победителя вручат кусок асфальта с гравировкой

Зима закончилась, тает снег, и вместе с ним, как всегда, тает и утекает в канализацию асфальт на улицах Приангарья. Что бы ни делали дорожники, как бы ни ремонтировали городские улицы – ямочным способом, картами или цельным полотном, асфальт на них выкрашивается каждую весну. Почему так бывает, попробуем разобраться.

Мэру города-победителя вручат кусок асфальта с гравировкой
Ангарск, претендент на победу: яма неподалёку от конечной остановки автобуса № 10. Фото со страницы Андрея Ахмадулина в соцсети «ВКонтакте»

Зима закончилась, тает снег, и вместе с ним, как всегда, тает и утекает в канализацию асфальт на улицах Приангарья. Что бы ни делали дорожники, как бы ни ремонтировали городские улицы – ямочным способом, картами или цельным полотном, асфальт на них выкрашивается каждую весну. Почему так бывает, попробуем разобраться.

Одну из причин утекающего ежегодно асфальта в ходе прямой линии в аккаунтах правительства Иркутской области в соцсетях озвучили руководитель Дирекции по строительству и эксплуатации дорог Юлия Гордина и глава региональной ГИБДД Григорий Крепель.

Всё дело в том, что асфальт, который укладывается на улицах городов, гигроскопичен. Он впитывает весной днём влагу от таяния снега, а потом ночью эта влага замерзает. При замерзании вода расширяется, асфальт крошится. Весенние температуры, которые постоянно «скачут через нуль» — это стресс для покрытия. А отсутствие ливневой канализации приводит к тому, что талая вода скапливается на поверхности, проникает в трещины. А ещё зимой дворники скалывают лёд, а от ударов в асфальте возникают микротрещины, в которые по весне опять же попадает вода… И так до бесконечности.

Причина того, что ямы при ямочном ремонте ежегодно возникают в одних и тех же местах, заключается в том, что достигнуть качественной сцепки нового асфальта со старым невозможно. В местах соединения, то есть по краям, асфальт быстро разрушается, выкрашивается, и яма возникает снова. На участках, отремонтированных «картами» или капитально, методом сплошного покрытия, ямы возникают намного реже.

Ещё одна причина того, что асфальт «утекает» весной с городских улиц вместе со снегом – это замена качественной высококлассной асфальтовой смеси на асфальт более низкого класса. Такую замену и некоторые другие ещё в 2019 году обнаружили члены Союза автомобилистов Сибири (САС), которые решили проверить качество сделанного капитального ремонта улиц Иркутска. 

Ямы на лице Баррикад, Иркутск. Фото со страницы Павла Семенова в соцсети «ВКонтакте»

Так, было заявлено, что для ремонта улиц в Иркутске впервые будут применять асфальт класса А, который используют для ремонта федеральных трасс. Он на 40% дороже, чем применяемый все предыдущие годы асфальт класса Б, но для качественного ремонта не жалко… Однако эксперты САС, взявшие пробы с отремонтированных в 2018 году улиц, где использовали якобы асфальт класса А, обнаружили не только снижение класса, но и уменьшение верхнего асфальтового слоя в 2,5 раза от нормы.

Нарушение технологий проведения ремонтных работ также приводит к ухудшению качества. Сколько раз общественники, да и просто неравнодушные горожане отмечали, что асфальт кладут на дороги и в дождь, и даже в снег. Конечно, дорожники утверждают, что существующие технологии позволяют делать работы при минусовой температуре, до -10 градусов, а также укладывать очень горячий асфальт в ямы с водой – мол, от горячего асфальта вода испарится, а сцепление нового асфальта со старым будет лучше. Вот только все исследования активистов и просто неравнодушных жителей Иркутска или Ангарска показывают, что это не новейшие технологии, а банальное нарушение. Которое обязательно «утечёт» с дороги с приходом весны.

С 25 марта в Иркутске начался ямочный ремонт дорог. Дорожники обещают, что с установлением стабильных положительных среднесуточных температур ремонт будут проводить картами, то есть отдельными участками на улицах, где ям очень много.

Ангарск, 22-й микрорайон. Фото со страницы Андрея Ахмадулина в соцсети «ВКонтакте»

А пока в иркутских пабликах в соцсетях объявили конкурс на самую большую яму в Иркутской области. Организатором стало общественное движение «Утек асфальт». В конкурсе будут участвовать ямы из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского. В итоге необычного соревнования будут выбраны три ямы-победительницы, рядом с которыми установят таблички «Яма года – 2021». Главам муниципалитетов, где будут обнаружены ямы-победительницы, вручат символические призы: кусок асфальта с гравировкой «Благодарные жители мэру города за его борьбу с асфальтом». Плюс сертификат «Город-победитель в конкурсе «Яма года – 2021» и фотография ямы-победительницы.

Заявки на «конкурс» уже подали пользователи из Ангарска и Иркутска. Пока максимальное количество голосов набрали ямы в иркутском микрорайоне Ново-Ленино, но ангарчане не отстают.

Итоги конкурса на самую большую яму подведут в середине апреля, когда с дорог сойдёт весь снег. И асфальт.