Из-за теплой зимы и обильного снега Мамай пользуется популярностью у любителей фрирайда: сноубордистов, лыжников и даже снегоходчиков. Здесь появляется все больше зданий. И сегодня идет речь о том, чтобы сносить «незаконные» зимовья и дома, где могут погреться и переждать непогоду спортсмены и туристы.
Пока в Иркутске и Байкальске горнолыжные трассы закрыты, на Мамае уже открыли горнолыжный сезон. Добраться туда можно из Иркутска или Улан-Удэ на машине или поезде.
Белые шапки снега висят на деревьях, с каждым метром снега становится все больше и больше. Мы оставляем машины, берем рюкзак с вещами и снаряжением для сноуборда и идем вглубь ущелья. Дорога накатана снегоходами, это значительно упрощает подъем. Раньше любителям фрирайда приходилось идти по грудь в снегу по 10-12 часов.
2,5 часа изнуряющего подъема – и мы, уже в сумерках, приходим в ущелье. Повсюду виднеются зимовья. Фрирайдеры подсказывают, где находится нужный нам домик.
Нас радушно встречает Марк Швецов, знаток Мамая. Топится печка, над столом горит лампочка. За чашкой чая он рассказывает, какими усилиями строился этот дом и почему он называется «детдом».
– Впервые на Мамае я был в 1994 году. Жили с друзьями в палатке. Нас привлекли красота гор, нетронутая природа и полное отсутствие людей. Сейчас Мамай стал доступнее и проще, народ сюда ездит каждую неделю, как к себе на дачу. Я работаю в Вальдорфской школе, и мы ходим сюда со старшеклассниками. Пять лет назад директор школы предложил строить свой дом. Со старшеклассниками во дворе школы мы построили каркасное здание: полностью собрали, затем разобрали – и, как конструктор, снова собрали на Мамае. Водим сюда школьников, выпускники, которые закончили нашу школу, тоже ходят сюда.
…С каждым годом домов в ущелье становится все больше и больше. Сколько их точно, никто не знает, но говорят, что уже больше пятидесяти. Фрирайдеры в складчину строили «зимухи», чтобы не жить на морозе. И вот несколько недель назад в общем чате группы любителей Мамая выступила Светлана Орлова, руководитель администрации поселка Выдрино, в ведении которого находится эта территория.
«В настоящее время в местности Мамай расположено большое количество объектов незаконного строительства, которые также используются в коммерческих целях. Муниципалитет вынужден инициировать проверки различных надзорных органов».
Она обещала проверки соответствия строений требованиям строительных норм, пожарной безопасности, законного использования земельных участков на особо охраняемых территориях, проверки наличия договоров на вывоз мусора с региональным оператором «Экоальянс», на предмет незаконной коммерческой деятельности. «Хотелось бы услышать доводы и предложения», – подытожила глава администрации.
Новость ошеломила мамайцев, которые годами строили свои домики. И, кстати, неоднократно пытались узаконить жилища – вернее, землю под ними, но получали лишь отписки. Поэтому предложение от них было одно: помочь с оформлением. «Практически все готовы легализовать – как те, кто ведет коммерческую деятельность, так и те, кто использует свои строения в качестве обычных зимовий, хоть они на такие и не похожи». Они предложили провести «мамайскую амнистию», вроде «дачной». Насчет мусора удивились: «Мусоровоз до нас не доедет, а значит, и услугу оказать не сможет, поэтому договоров не будет, мы же в свою очередь мусор вывозим сами и везем его в город (где за это уже оплачено)». Известно, что мамайцы сами пытаются следить за порядком в ущелье и мусор собирают даже от проходящих туристов.
У Марка Николаевича есть точка зрения на эту ситуацию.
– Я не интересуюсь этим вопросом, знаю, что система не простая и не быстрая. Помимо меня есть масса людей, которые пытаются решить эти вопросы, я пока сторонний наблюдатель. Но я не питаю иллюзий, не жду, что власти пойдут нам навстречу. Чтобы дошло до сноса, нужно много судебных решений. Пройдет много лет, да и общественная буча поднимется, потому что сотни людей здесь завязаны. Я не думаю, что нас заставят сносить дома, никому от этого лучше не станет.
…Почему же людей решили «попросить»? Может быть, ответ лежит на поверхности, стоит только вспомнить, что два года назад все СМИ облетела новость: на Мамае вблизи автомобильной трассы начнется строительство современного горнолыжного курорта.
Прошло два года, но строительство так и не началось. Однако туристов на Мамае стало в разы больше. Сюда мечтают попасть не только любители фрирайда, но и семьи с маленькими детьми, которые с гор катаются на ледянках. Не все могут дойти пешком, но за деньги до ущелья можно доехать на снегоходе.
Фото автора.