Сказать, что усть-илимских дачников, чьи «фазенды» находятся в дачных кооперативах, расположенных вдоль трамвайной линии, новая цена билета повергла в шок – не сказать ничего. В общей сложности проблема затронула почти 800 семей.
«Мы, пенсионеры, инвалиды и просто рабочие люди, уже много лет пользуемся построенной еще в советское время трамвайной веткой, соединяющей правобережную часть города и промплощадку УИ ЛПК. Не секрет, что в сложившейся ситуации дачные и огородные участки для нас – это реальное подспорье, возможность своим трудом прокормиться и поддержать уровень жизни своей семьи… И вот нас извещают, что с 1.08.2020 стоимость проезда на трамвае для дачников составит 44 рубля за одну поездку. И теперь, чтобы проехать туда и обратно, надо отдать 88 рублей. Проездные для нас, дачников, предложено покупать за 878 рублей в месяц.
При средней пенсии около 16 тыс. рублей, при постоянно растущей стоимости услуг ЖКХ, эта стоимость для подавляющего большинства дачников непосильна.
Многие из нас являются ветеранами труда, строили наш город с нуля, строили дома, прокладывали дороги. И сейчас, по всей видимости, нам, пенсионерам, придется отказаться от последней возможности свести концы с концами», – суть проблемы изложена в письме членов дачных товариществ «Труд» и «Кедр», направленном в адрес мэра г. Усть-Илимска Анны Щекиной.
Недоумение, возмущение усть-илимских дачников можно понять, ведь цена проездного выросла почти вдвое. И это при том, что стоимость электроэнергии в Иркутской области, где находится Усть-Илимск, самая низкая в России. Те же отпускные цены за электроэнергию для предприятий в Иркутской области и в Санкт-Петербурге, где зарегистрирован собственник усть-илимских трамваев, разнятся в среднем в 2,5-3 раза. Смеем заметить также, что трамвай всегда считался одним из самых дешевых видов транспорта. Так было и в Усть-Илимске. Было. Но сегодня, например, проезд в автобусах в этом сибирском городе для нельготных категорий граждан стоит 23-27 рублей в зависимости от маршрута против 44 «трамвайных». В автобусах, принадлежащих частному перевозчику и потребляющих недешевый бензин. К сожалению, городские автобусы до указанных дач не ходят…
И, наконец, еще один момент, вызывающий недоумение. Перевозка дачников – не основная работа для компании «Финтранс ГЛ». Задача предприятия – перевозка сотрудников Группы «Илим» к месту работы и обратно. Для работников проезд бесплатный, так как «Финтрансу ГЛ» за эту услугу платит Группа «Илим» (кстати, его учредитель. – прим. ред.). Получается, что прогон трамвая от точки А в точку В, между которыми и находятся дачные товарищества «Кедр» и «Труд», уже оплачен. И усть-илимские дачники для питерской компании – всего лишь источник дополнительного дохода…
Конечно, частная компания вправе устанавливать и перечень услуг, и цены на них. Но, согласитесь, как-то некрасиво выходит… Большинство сегодняшних дачников строили Усть-Илимск, и эту трамвайную линию в том числе. Запущена она 32 года назад специально для перевозки сотрудников Усть-Илимского ЛПК, живущих в правобережной части города, на работу и обратно. Тогда для гиганта лесохимической промышленности, расположенного в 13 км от города, этот вариант доставки был самым экономически выгодным. И для членов дачных кооперативов, что возникли вдоль трамвайной линии, поездка на участок была удобна и не затратна. А сегодня получается, что «дочка» лесопромышленного гиганта решила «подзаработать» на тех, кто 30-40 лет назад построил предприятия, принадлежащие сейчас «Илиму»?
Ситуацию усугубляет и то, что на проезд в усть-илимском трамвае не распространяются льготы на транспорт, которые положены таким категориям пассажиров, как пенсионеры, инвалиды, ветераны труда. Конечно, это вопрос не к собственнику трамвая, а к местной и региональной власти. И, погоревав, усть-илимские дачники написали письмо в адрес губернатора Иркутской области, мэра г. Усть-Илимска, областного Законодательного собрания. Письмо подписало более 200 человек. Надежды, что далеко в Питере их услышат и цену на проезд снизят, как говорят сами дачники, немного. Но она все-таки есть. Ведь помимо финансового, у проблемы есть и другой аспект, а именно – безопасность. Уже сейчас часть дачников, отказываясь от трамвая, идут на свои участки пешком, несмотря на расстояние. Между тем пешеходной дорожки нет. Дачники шагают либо по обочине дороги, ведущей к предприятиям Группы «Илим», либо вдоль трамвайных путей. В сумерках, когда люди в основном и возвращаются с дач, это становится опасным.
Кстати:
Усть-илимский скоростной трамвай занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный в мире. Это один из четырех скоростных трамвайных маршрутов в России. Скорость движения здесь – до 40 км/час (расчетная скорость движения трамвая в России – от 14 до 20 км/ч. Трамвайные системы с эксплуатационной скоростью 24 км/ч и выше в СНиПах названы «скоростными»). В 2001 году усть-илимский трамвай был признан лучшим в России.
Фото автора.