135 лет назад появилось Восточно-Сибирское речное пароходство

Крупнейшее водное предприятие нацелено на развитие и успех

Невозможно представить себе Иркутск без пристани «Ракета», ледокола «Ангара», Затона и манящего байкальскими путешествиями теплохода «Баргузина».

Крупнейшее водное предприятие нацелено на развитие и успех

Это все – часть города, связанная с Восточно-Сибирским речным пароходством, отмечающим в этом году свой юбилей – 135 лет.

По волнам истории

История пароходства началась почти полтора века назад – 17 августа 1885 года, с утверждения «Положения Кабинета Министров об организации буксирного пароходства на Ангаре». Человеком, получившим такую привилегию от императора Александра III, стал купец Александр Сибиряков, вкладывавший средства в изучение порожистой части Ангары и прокладку по ее дну цепи для туерных судов (то есть цепных пароходов – буксиров, движущихся вдоль уложенной по дну цепи или троса. – прим. ред.). Позднее, в 1886 году, было организовано «Товарищество Сибирского пароходства». А с 1895 года пароходство стало крупнейшим предприятием на Байкале.

Огромным испытанием стали Гражданская война и национализация флота, затормозившие развитие судоходства на несколько лет, но уже к 30-м годам ХХ века удалось восстановить утраченное. В предвоенные годы возобновилась работа иркутских и усольских судоремонтных мастерских и судоверфей в Листвянке, Жигалове и Качуге, были построены новые пристани в Иркутской области, Якутии и Бурятии, проведена модернизация флота. Потом – снова испытание: Великая Отечественная война. Тысячи речников ушли на фронт.

Но пароходство выстояло. С 1950-х по 1970-е годы – эра модернизации и развития грузового судоходства на Байкале. Строительство БАМа спровоцировало спуск на воду судов типа «Байкальский», десятков барж и буксирных судов, а строительство гидроэлектростанций на Ангаре позволило создать глубоководные пути на Иркутском, Братском и Илимском водохранилищах, появилась возможность использования крупнотоннажных судов.

Серьезной проверкой на прочность стали 80-е и 90-е годы прошлого века. В памяти многих иркутян они до сих пор остаются эпохой теплоходов «Баргузин», «Метеор», «Восход» и «Комета». Именно в это время предприятие столкнулось с финансовым кризисом, но все же сумело обновить пассажирский флот, а иркутяне получили возможность путешествовать на комфортабельных, красивых судах по Байкалу и Ангаре.

Новый старт с нулевых

В 2001 году Восточно-Сибирское речное пароходство вошло в состав Группы компаний «Истлэнд» и вступило в современный этап своего развития. Сегодня основными направлениями работы пароходства являются реализация социально значимых проектов, таких как обслуживание паромных переправ, грузовых и пассажирских судов, доставка грузов, строительство новых теплоходов и причальных сооружений. И, конечно, развитие туризма на Байкале.

Пристань в Култуке, идет перевалка угля с железнодорожного пути транспортировки на водный.
Караван: буксир - баржа - кран.

На сегодняшний день ВСРП обслуживает семь пассажирских маршрутов, два из которых – «Иркутск – Большие Коты» и «Балаганск – Братск» – являются жизненно важными, поскольку связывают отдаленные уголки региона с центральными районами. Остальные пять направлений – экскурсионные. Благодаря пароходству любой горожанин или турист может отправиться на водную экскурсию вдоль КБЖД, посетить уникальный природный памятник – Бухту Песчаную, увидеть с воды музей «Тальцы» и, конечно, совершить речную прогулку по Ангаре на речном трамвайчике или посетить волшебный остров Бабр. Все экскурсионные маршруты рассчитаны на один день, но каждый раз это невероятное путешествие, которое можно совершить только по воде, и благодаря ВСРП это настоящий круиз на прекрасном современном теплоходе, оснащенном всем необходимым для комфортного отдыха.

В ведении Восточно-Сибирского речного пароходства находятся четыре паромных переправы: «МРС – о. Ольхон», «Порт Байкал – Причал Рогатка», «Свирск – Каменка» и «Балаганск – Игжей». В начале 2000-х годов возникла острая проблема с доставкой людей с острова Ольхон в поселок и обратно, было принято решение построить новые паромы. Благодаря поддержке правительства Иркутской области и ответственному подходу к своей работе сотрудников ВСРП уже в 2008 году заработал второй паром, а с 2016 года остров с берегом связывают уже три парома, построенные силами специалистов ВСРП – «Дорожник», «Ольхонские ворота» и «Семен Батагаев».

С 2003 года пароходство занимается развитием круизного и пассажирского флота на Байкале и Ангаре. Крупнейшим проектом не только для пароходства, но и для всего региона стал спуск на воду теплохода «Баргузин-3» в 2011 году. Проект имеет огромное значение для Иркутской области, позволяя путешествовать по Байкалу с большим комфортом. Круизный флот на Байкале представлен современными судами ВСРП – двухпалубным теплоходом «Александр Великий», «Империей», «Бабушкиным» и лучшим круизным лайнером Сибири – теплоходом «Николай Ерощенко». Все теплоходы – плавучие гостиницы с уютными номерами разных классов, ресторанами и удобными палубами.

Но не только транспортировка грузов и пассажирские перевозки являются ведущими направлениями работы пароходства, ведь необходимо обслуживание судов и сохранение экосистемы озера Байкал. Для этого 17 июня 2019 года ВСРП спустило на воду уникальный танкер-бункеровщик «Георгий Москалев». Его работа – утилизация мусора и переработка нефтесодержащих и сточных вод, очищение воды. Он также заправляет суда топливом и маслом без утечки ГСМ.

Еще одно направление работы – строительство причальных сооружений на Байкале. 19 ноября 2014 года был торжественно открыт причал в Байкальске. На его строительство ВСРП потратило 16 месяцев: были проведены работы по углублению дна до 2,67 м, на строительство ушло около 3 тысяч тонн бетонных конструкций. В этом же году началась реконструкция причальных сооружений паромной переправы «п. Сахюрта – о. Ольхон». И это только начало.

К современным достижениям Восточно-Сибирское речное пароходство шло долгие годы, совершенствуясь и преодолевая кризисы. Уверенный курс на успех, желание быть полезным людям и области позволили пароходству развиваться и стать одним из важнейших предприятий в Восточной Сибири. Но что же дальше? А дальше – уверенные 150 и 200 лет ВСРП и следующие юбилеи, поскольку, какие бы испытания ни выпадали на долю Восточно-Сибирского речного пароходства, оно продолжает уверенно двигаться вперед. Во многом это зависит от людей, связавших свою жизнь с сибирским флотом. Целых восемь династий – Бутухановы, Метляевы, Лапоха, Тирских, Джураевы, Аверьяновы, Трегубовы и Палевич – продолжают трудиться в пароходстве по сей день. Люди вкладывают душу и свой профессионализм в каждое судно или сооружение, в каждый маршрут и рейс, верят в будущее пароходства и связывают с ним свою судьбу. На будущее у ВСРП грандиозные и выполнимые планы: развитие туризма, модернизация уже построенных судов и, конечно, строительство новых. И глядя на почти полуторавековую историю пароходства, веришь, что все эти планы осуществятся.

Фото предоставлены ВСРП.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру