БЦБК даст ответ на вопрос, кто главнее: президент РФ или его министр

В Иркутской области может случится новый Шиес

Московские чиновники спорят о том, отдать БЦБК «просто так» или все же провести научную экспертизу проектов, на которой настаивают ученые, общественники и новый глава области Игорь Кобзев.

В Иркутской области может случится новый Шиес

Нам стало известно, что разные чиновники выпускают в свет противоречащие друг другу документы, некоторые из них ставят под угрозу экологическое благополучие Байкала. Наша версия происходящего такова: кто-то с помощью Сергея Чернина разыгрывает карту БЦБК в надежде «освоить» государственные миллиарды, выделенные на решение острой проблемы.

Курочка, которая клюет

Сергей Чернин и его компания «ГазЭнергоСтрой» появились в Иркутской области еще в 2017 году, когда между правительством области и «Росгеологией» был заключен договор на утилизацию отходов БЦБК. Требовалось найти подходящие технологии. Чернин предложил термолиз, но на сайте, созданном специально для аккумуляции годных идей, его технология так и не появилась.

Спустя три года стараниями московских лоббистов, а также экс-губернатора Сергея Левченко структура Чернина – ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» – зашла-таки на проект в качестве единственного поставщика вместо «Росгеологии». Это удивительно не только потому, что компания небольшая, частная, фактически без опыта. Но и потому, что имя Сергея Чернина связано с событиями, которые к разряду достижений явно не отнесешь.

На прошлой неделе в распоряжении редакции «МК Байкал» оказался один любопытный документ от 2017 года – письмо жителей Краснодарского края, адресованное не кому-нибудь, а тогдашнему губернатору Сергею Левченко. Три года назад дольщики одного из жилых комплексов в районе города Туапсе поставили иркутского губернатора в известность о том, что Иркутская область может потерять деньги, как потеряли их краснодарские дольщики. ООО «Южная фондовая компания» и лизинговая компания ООО «Энергия» заключили с ООО «Корпорация «ГазЭнергоСтрой» контракт на поставку и монтаж оборудования для энергоцентра жилого комплекса «На волнах мечты». Как пишут жители, застройщик сообщил им, что провел личные переговоры с уважаемым Сергеем Черниным. И тот настоял, что поставлять оборудование будет не ОАО Корпорация «Газэнергострой» – головная организация, а ООО с аналогичным названием. Впоследствии оно было переименовано в ООО «Промышленное строительство» – учредители в офшорах, конечные бенефициары неизвестны.

Оборудование застройщик в полном объеме оплатил, в том числе из денег дольщиков. Но договор поставки не был исполнен, и застройщик обратился в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть средства. «При этом судами установлена завышенная в два раза стоимость поставки», – сообщают жители. Деньги на момент написания письма возвращены так и не были.

Кроме того, дольщики предупреждали, что следственной частью отдела МВД по Туапсе по обращению дольщиков заведено и расследуется уголовное дело, одним из фигурантов которого является Сергей Чернин. «Однако используя свои связи в руководстве различных силовых структур, Чернин С. Я. оказывает давление на следствие и всячески саботирует проведение следственных действий, ссылаясь на свое участие «в решении важных государственных вопросов и личную близость к президенту Путину В. В.» – эта фраза в письме закавычена, возможно, это выписка из протокола или объяснения, предоставленного в правоохранительные органы.

Дольщики приложили к письму и копию постановления по уголовному делу. Письмо было написано 25 августа 2017 года. Чем замечателен август 2017-го? В это время, по информации депутата Александра Якубовского (с которой он обратился к руководителю Федеральной антимонопольной службы), Левченко уже вел переговоры с Сергеем Черниным. И ничто, никакая подмоченная репутация, никакие «уголовные дела» не остановили этот паровоз, который летел к своей цели – через два года Левченко попросил президента дать Иркутской области Чернина в качестве генподрядчика по БЦБК…

В этом эпизоде интересно вот что: сумма, о которой говорят дольщики, весьма невелика по сравнению с теми суммами, на освоение которых пытались зайти Сергей Чернин и его компании. Давайте заглянем в «закулисье», которое в последние лет пять приоткрывали журналисты то одного, то другого издания, в поле зрения которых попадала та или иная проблема. «Дейли Стром» пробовали отследить, через кого Чернин пытался зайти в 2018 году на утилизацию свалки в 80 гектаров в Челябинской области, а также установить связи Чернина с компаниями Великобритании и Кипра. «Уралинформбюро» расследовало историю контракта Чернина с тремя крупнейшими объектами в Нижегородской области: «Черной дырой», «Белым морем» и полигоном отходов «Игумново». Опять же БЦБК: шесть миллиардов – это вам не кошка чихнула.

Интересно в этой связи и другое: в смысле реальных достижений деятельность чернинских компаний скромна. Именно то, что при повышенной громкости пиара они делают настолько мало, и вызывает шквал критики, провоцирует журналистские расследования. И вызывает главный вопрос: так что же такое бизнес Сергея Чернина, который, заходя на многомиллиардные проекты, не брезгует и крошечными, его курочка по зернышку клюет то здесь, то там?..

Кто на нас с Васей?

В качестве гипотезы мы можем выдвинуть следующее: весь бизнес Сергея Чернина построен на том, чтобы осваивать государственные деньги для тех или иных заказчиков. Кто эти заказчики? Может быть, те, кто имеет возможность лоббировать интересы его компаний. Чиновники? Возможно.

Оцените уровень удобства ситуации – теоретической, конечно. Как будто бы существует некая высокотехнологичная компания, которая якобы имеет уникальные технологии в области энергетики и переработки отходов – это как раз то, на чем можно «поднять» немало, ибо на энергетику и отходы государство выделяло и будет выделять деньги. Все, что нужно (чисто теоретически) – это заводить компанию на разные «сладкие» площадки, куда государство намерено срочно вбухать кучу бабла.

Будет компания там делать что-то или не будет – это дело десятое, всегда можно найти субподрядчика, который либо выполнит работу, либо, в случае необходимости, получит «всех собак». Имитировать деятельность тоже вполне можно, при достаточном навыке. В конце концов, проект на определенном этапе, когда деньги получены, можно просто закрыть как потерявший актуальность. А деньги (опять же в теории) можно отправить по цепочке, концы которой спрячутся в какой-нибудь неподвластной аудиторам зоне – офшорной.

Вообще, главное для компаний, которые претендуют на большие государственные деньги – иметь лицо и сохранять достоинство. Ведь всегда будут недовольные – из тех, на благополучие которых отправлены государством эти деньги. Например, если говорить о БЦБК, то это жители Иркутской области, России и всего мира (то есть, чисто теоретически, недовольных может быть очень много). Для сохранения лица следует наращивать авторитет, который и есть главный актив компании – а вовсе не некие «уникальные технологии» (в существовании которых в случае с «ГазЭнергоСтроем» мы имеем резон усомниться). Сергей Чернин активно занимается пиаром, порой беззастенчиво, опережая события – точно так он делал по БЦБК, анонсируя себя как нового единственного исполнителя еще до того, как постановление об этом было подписано. Пиар – дело громкое, медали и почетные грамоты Чернина прекрасно формируют имидж. Заявления об участии в разных проектах – тоже. Так, осенью 2020 года «ГазЭнергострой» заявлен как генеральный партнер конференции Waste-2020, темой которой станет борьба с отходами. «Конференция инициирована Российской академией наук и проводится с поддержкой полномочного представителя президента РФ по СЗФО, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга», – сказано на сайте конференции. Планируется присутствие пяти академиков и самой главы Росприроднадзора Светланы Радионовой. «Генеральный партнер WASTE’2020 – широко известная в отрасли ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой» Сергея Чернина», – сообщают информационные партнеры. Чем конкретно она известна в отрасли? Невыполнением обязательств?

В свете пиара объяснимы и «личная близость к президенту Путину В. В.», о которой писали экс-губернатору краснодарские дольщики. И фото, на котором табличка с именем Виктора Патрушева, брата бывшего главы ФСБ, ныне секретаря совета безопасности РФ, красуется рядом с именем Сергея Чернина.

На совещание по БЦБК в Иркутске был приглашен Виктор Патрушев. Совпадение ли это – что фамилии Чернина и Патрушева оказались взаимосвязаны «территориально»? Вряд ли, ведь Виктор Платонович Патрушев в протоколе совещания указан под № 26 как «представитель ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой».

Чиновник против чиновника

В этой связи сам собой отпадает вопрос о госэкспертизе технологии и о лицензировании оборудования. То есть отпадает не совсем, но уходит на задний план: недаром в Дзержинске, уже приступив к работам, представители конторы Чернина заявляли о том, что лицензирование в процессе. Оно может длиться годами – это ведь не мешает получать деньги.

Став единственным поставщиком по БЦБК, Чернин, возможно, изначально рассчитывал на то, что его «уникальная технология» термолиза – сжигания остатков – и очень дорогая технология обратного осмоса, которой он предлагает очищать воду в отстойниках, будут теми самыми технологиями, единственно годными для Байкала. Как раз через них можно выписать по БЦБК нехилый бюджет, нарастить жирка на первоначальную сумму контракта (как это случилось по контракту на «Черной дыре»). Пока общественники и ученые удивляются, зачем применять технологию обратного осмоса, нам кажется, что все просто – чем в теории дороже технология, тем больше денег можно через нее прокачать. А термолиз – так и вообще находка.

Правда, возникло одно препятствие, которое пока, как нам известно, не удается обойти: это Сибирская академия наук, которая должна проэкспертировать все технологии и выдать свои рекомендации. Из отобранных годных уже отберут самые эффективные. Пока, как нам известно, экспертиза не идет – денег не выделили. Но надеемся, что когда выделят, мышь все же не проскользнет. Надеемся, что эксперты (их имена останутся неизвестными для конкурсантов) будут принципиальны.

Впрочем, может случиться страшное – экспертизу по поиску лучших технологий могут… отменить. Об этом сообщает протокол совещания от 31 марта 2020 года, которое состоялось по видеосвязи под председательством министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина. Совещание решило просить правительство «снять с контроля подпункт «а» пункт «3» перечня поручений президента» по Байкалу. Этот пункт гласит: «Провести конкурсные процедуры, направленные на реализацию лучших мировых технологий». Министр Кобылкин сослался на постановление правительства, которое сделало «ГазЭнергоСтрой-ЭкоТехнологии» генподрядчиком. Однако постановление правительства не отменяло этого важного пункта. Более того, в тот же день, 31 марта, необходимость экспертизы по отбору технологий подтвердили в правительстве, за подписью вице-премьера Виктории Абрамченко, обязав министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина «обеспечить выбор и реализацию лучших технологических решений» – то есть действовать по конкурсу, как 12 сентября прошлого года и постановил президент Владимир Путин.

То есть сегодня речь идет о том, чье слово главнее – президента РФ Владимира Путина или министра правительства Дмитрия Кобылкина. Видимо, министр считает себя круче президента. Вряд ли так считает народ, который голосовал за главу государства. Очевидно, что иркутская общественность будет настаивать на том, что последнее слово – за президентом.

Продолжение темы - в следующем номере.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру