Депутаты иркутской думы сомневаются, что мэрия работает в интересах горожан

Администрация города снизила выплаты на самые насущные нужды

04.12.2019 в 09:43, просмотров: 540

Чиновникам, составляющим бюджет и распоряжающимся муниципальными активами, нелишне в очередной раз напомнить, что нет, по сути, никаких государственных, никаких городских денег.

Депутаты иркутской думы сомневаются, что мэрия работает в интересах горожан
Фото: irkutskmedia.ru

И налогоплательщики – то есть все мы, горожане, – имеют право спросить: насколько оправданно расходуются, во что вкладываются средства бюджета? Как при этом учитываются интересы иркутян? Судя по всему, слабо учитываются. Возмущенные законные представители жителей, депутаты думы Иркутска, вернули основной финансовый документ города на доработку. Также у народных избранников по-прежнему масса вопросов к муниципальным предприятиям: они отнимают ресурсы, но демонстрируют крайне – можно даже сказать, подозрительно – низкую эффективность.

Диалога не сложилось, приходится настоять

Проект бюджета Иркутска на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов сформирован администрацией города без учета интересов и мнений горожан, считает большинство депутатов городской думы. 28 ноября на третьем очередном заседании представительного органа 24 голоса поддержали доработку документа и только шестерых депутатов и текущий вариант устроил бы.

До этого на проект бюджета Иркутска, разработанный администрацией, поступили отрицательные отзывы от шести постоянных комиссий думы из семи – против высказались комиссии по вопросам транспорта, по муниципальному законодательству, социальной политике, по вопросам градостроительства, этике, ЖКХ. Получается, подход к распределению средств не одобрили те, кто отвечает практически за все ключевые сферы городской жизни. На итоговом заседании комиссии по экономической политике и бюджету было принято решение не рекомендовать представительному органу утверждать финансовый документ в предложенной мэрией редакции.

«Депутаты сочли проект бюджета «сырым», – объяснил председатель думы Иркутска Дмитрий Ружников.

Фото: reality.irk.ru
– Сложилось впечатление, что он разрабатывался исполнительной властью в спешке, многие важные направления остались практически без внимания – например, спортивная сфера, строительство и ремонт школ, обустройство уличного освещения, другие социально значимые вещи».

Многие парламентарии отметили, что основополагающий документ, который будет определять жизнь и стратегию развития города, им предоставили очень поздно, что называется, в последний момент. Вероятно, рассчитывали, что в авральном режиме что-то проскочит незамеченным. Но дума, принимая ответственное решение, провела тщательный анализ всех сумм, представленных в бюджете.

Парламентарии обратили внимание на то, что в проекте отсутствует финансовое обеспечение многих депутатских инициатив, которые стали ответом на неоднократно озвученные просьбы иркутян. Выполняя наказы, депутаты настаивают на увеличении финансирования таких направлений, как ремонт дорог и дворов, благоустройство частного сектора, обустройство уличного освещения, подключение частного сектора к водоснабжению и многое другое, что важно для здорового развития города, повышения качества жизни.

Пример неоправданного сокращения расходов привел заместитель председателя думы Иркутска Евгений Стекачев: «В проекте бюджета мы увидели большие проблемы. В частности, речь идет о благоустройстве дворов. В этом году нам предложили утвердить бюджет с рекордно низкой суммой на эти цели – 45 млн руб. В 2011-2012 годах было 350 миллионов, в 2019 году – уже 150 миллионов, и даже этого катастрофически не хватало, чтобы исполнить все обязательства перед жителями. Такая же ситуация по финансированию благоустройства частного сектора».

Фото: baikal24-sport.ru

На благоустройство частного сектора депутаты запрашивали 150 млн руб. – в проекте бюджета этого нет. Кроме того, в муниципальной программе «Образование» на проектирование школ заложено лишь 8 млн руб. (дума рекомендовала увеличить до 40 млн). Отчисления на ремонт внутриквартальных проездов тоже снижены.

«Мероприятия одиннадцати новых муниципальных программ неубедительны, в них не отражены перечисленные инициативы депутатов, – заявил Дмитрий Ружников. – Администрация нас не услышала на заседаниях думских комиссий, поэтому дума возьмет внесение корректировок в свои руки».

При этом в думе подчеркнули, что затраты на социальную сферу не будут сокращены. Муниципалитет сохраняет все социальные обязательства: в установленном порядке продолжится выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, материально-техническое оснащение муниципальных организаций, продолжается обеспечение отдельных категорий граждан дополнительными мерами социальной поддержки и так далее.

Однако недоумение и дискуссии о целесообразности вызывает большой перечень других запланированных расходов. Как заметила председатель постоянной комиссии думы Иркутска по экономической политике и бюджету Светлана Кузнецова, городская администрация предлагает направить огромный объем средств на задачи, которые этого не требуют. Например, организацию и проведение праздников,  освещение деятельности этой самой администрации в средствах массовой информации, круглогодичное обеспечение городской избирательной комиссии, которая работает лишь на выборах депутатов городской думы раз в пять лет или, при необходимости, раз в год на довыборах по отдельным округам. Как всё это, собственно, поддержит иркутян и будет способствовать их благополучию? Большой вопрос. А ведь в этом, наверное, основная задача муниципальной власти. Но кто о ней помнит?

Депутат думы Иркутска Александр Квасов и вовсе считает проект бюджета, подготовленный администрацией, «антинародным»: «Навскидку можно «найти» около миллиарда рублей в статьях расходов, которые не требуют таких вложений, и направить их на то, что действительно важно».

Фото: rubabr.com

В сложившейся ситуации, когда интересы горожан попросту «задвинули», депутатский корпус был вынужден пойти на крайнюю меру и сформировать поправки самостоятельно. Перечень предложений и замечаний юридически оформят в максимально краткие сроки, и корректировки обсудят в декабре. Напомним, что на уровне области Законодательным собранием еще не принят бюджет Иркутской области, не утверждена сумма межбюджетных трансфертов Иркутску, потому катастрофических последствий отсрочка утверждения городского бюджета иметь не будет.

Упреки в том, что «дума хочет оставить город без федерального и областного финансирования», Евгений Стекачев назвал «спекуляцией», «чистым лукавством». «Ни один депутат ни разу не говорил именно об отклонении проекта бюджета, что автоматически откатило бы всю работу на начальную точку, – объяснил думский зампред. – По регламенту думы у депутатов есть четыре варианта принятия решения, и один из них – отправить проект на доработку с учетом наших предложений, замечаний и поправок. Именно этот вариант мы неоднократно озвучивали на заседаниях комиссий. Мы прекрасно представляем, из каких статей, по нашему мнению, можно передвинуть средства на более значимые нужды, и в ближайшее время этим займемся… Мы имеем возможность и намерены внести поправки, чтобы принять бюджет в той редакции, которая устроит жителей Иркутска».

Пора усмирить «монстра»

Также в конце ноября в рамках слушаний депутаты снова рассматривали вопрос о работе МУП «Центральный рынок Иркутска». И в оценке результатов работы муниципального предприятия дума и мэрия опять не сходятся.

Напомним, что острая тема вот уже полгода поднимается на думской площадке. Ранее депутаты заметили, что при годовом обороте в несколько сотен миллионов рублей рынок, согласно документам, почти не генерирует прибыль и перечисляет в бюджет мизерные суммы. Как так? Неэффективное управление? Теневые схемы? На этом фоне от депутатов поступило предложение уволить директора рынка Владислава Свердлова, который с управленческой функцией, возможно, не справляется. Требовали независимого аудита, служебной проверки, прозвучала мысль о привлечении опытных в сфере управления коммерческой недвижимостью компаний.

Однако изменить ситуацию оказалось не так просто. Вот и на очередных слушаниях 27 ноября заместитель мэра – председатель комитета по управлению муниципальным имуществом городской администрации Екатерина Козулина сообщила, что мэрия продлила контракт с директором Центрального рынка на один месяц, до 23 декабря. Чиновники не готовы признать, что с рынком давно «что-то не так», хотя депутаты уже не раз с опорой на результаты нескольких проверок пытались объяснить, что конкретно их настораживает.

На ноябрьских слушаниях снова не удалось добиться четких ответов на вопросы о будущем рынка, прибыли которого в последние пару лет стремятся к нулю. Чиновники снижение прибыли не отрицают, говорят, что выручка упала. Дескать, во-первых, спрос на торговые места снизился. Во-вторых, реализуется программа по обновлению устаревших площадей. И вообще, расходы сильно выросли – модернизация полным ходом. Вот только депутаты, увидев сумму затрат на обновление – порядка 220 млн рублей, – не заметили изменений, по их мнению, соответствующих таким расходам.

Получается, рынок стал резко тратить больше, а приносить – значительно меньше. Резонный вопрос: зачем такое МУП на балансе?

«Смешные деньги сегодня зарабатывает предприятие, – прокомментировал Евгений Стекачев. – Вам это любой бизнесмен, который сталкивался с арендой недвижимости, скажет, любой девелопер. Павильон на остановке и то, наверное, более высокую прибыль показывает, чем иркутский Центральный рынок. Тогда в чем смысл этой деятельности? Кого это предприятие кормит? Кого поддерживает? Кто его контролирует? Пытается ли кто-то подвигнуть руководство рынка работать эффективно? Быть может, рассмотреть другие варианты управления?».

Торговые площади в самом сердце города и смешные цифры в отчетах. Неудивительно, что у кого-то складывается впечатление, что прибыль МУПа занижена. Тем более, что в частном порядке от предпринимателей, арендующих места на рынке, можно услышать о повышении тарифов в два раза. Но официально чиновники докладывают: такса не менялась. Также требуют проверки утверждения арендаторов о том, что при продлении договоров имеет место практика затягивания процесса.

В ответ на все подобные претензии от мэрии пока слышится что-то в духе «не пойман – не вор». Но, по словам депутата Алексея Савельева, люди не обращаются с официальными заявлениями, потому что просто боятся: «Начнут судиться с «монстром», муниципальным рынком, и останутся вообще без работы, без бизнеса».

Но депутаты твердо намерены разобраться в текущей ситуации и оценить, каковы вообще перспективы рынка. Пятилетние планы развития МУПа пока прорисовываются крайне туманно.

«Сначала рассказывается, что будет вот такая планировка. В следующий раз появляется новая концепция. Потом озвучиваются планы про фудкорт… Есть ли у руководства внятная концепция развития МУП «Центральный рынок» на ближайшую перспективу, скажем, лет 5-6? – недоумевает депутат Александр Сафронов.

Фото из открытых источников.
–– Хотелось бы ее увидеть. Чтобы мы, понимая общий вектор развития, могли контролировать, насколько эффективно строится работа. А то получается, что в течение года мы вдруг разворачиваемся и бежим в другую сторону».

Такой хаотичный и неопределенный подход депутатов явно не устраивает, и по итогам голосования на слушаниях они снова признали работу рынка неудовлетворительной. Было предложено в следующий раз на обсуждение будущего Центрального рынка в думе привлечь экспертов по недвижимости и попросить их сделать расчёты: если сдать такой лакомый объект в аренду на прозрачных, адекватных коммерческих условиях, какие отчисления в бюджет он даст?.. Интересно будет сопоставить.