Асфальт на иркутских дорогах не выдержал независимой экспертизы

Мэрский ремонт смоет ливнями?

31.07.2019 в 06:01, просмотров: 1955

Областной центр накрыло затяжным ливнем. Конечно, до катастрофы вроде тулунской дело, к счастью, и близко не дошло. Однако и для нас, счастливчиков, вода обнажила некоторые серьезные проблемы в городском хозяйстве.

Асфальт на иркутских дорогах не выдержал независимой экспертизы
Фото: Алексей Шабанов.

Вот, например, ремонт дорог, который затеяла администрация города, на который потратили немало бюджетных миллионов и о котором так часто и возвышенно говорил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, просто смыло.

Фото 2018 года. Мэр рассказывает, как дороги «переодеваются». Фото: baik-info.ru

Асфальт оказался не тем

Недавно мы сообщали о попытках Союза автомобилистов Сибири проверить качество ремонта дорог в Иркутске. И вот наконец пробы получены… О том, что нашли автомобилисты в иркутских дорогах, рассказал председатель общественной организации Алексей Шабанов.

– Началось все с того, что в 2018 году администрация города Иркутска нам заявила, что верхним слоем на дороги в Иркутске кладут асфальт типа «А». Этот тип асфальта применяется на федеральных трассах. Асфальт типа «А» очень прочный и по качеству гораздо выше, чем асфальт типа «Б», который клали в Иркутске до этого – все предыдущие годы. Нам, помнится, тогда заявили, что теперь дороги будут качественными, и это надолго. Все обрадовались: наконец-то! Не зря бюджетные деньги тратим! Между прочим, разница в цене асфальта между типом «А» и типом «Б» приблизительно 40% – то есть асфальт типа «А» на 40% дороже.

Но поскольку в 2018 году нашу организацию «Союз автомобилистов Сибири» не приглашали ни на вырубки асфальта, ни на проверки, у нас не было возможности проконтролировать в Иркутске качество асфальта. Поэтому в 2019 году, когда начался строительный сезон, я пришел на планерку Комитета городского обустройства и заявил, что у меня как у общественника есть желание взять пробы асфальта, который был положен в 2018 году, отдать его в независимую лабораторию и проверить на качество. После этого меня с планерки просто выгнали.

Соответственно, возможность взаимодействовать с администрацией города Иркутска по осуществлению общественного контроля у нашей организации вообще исчезла как таковая. Мэр Бердников перестал с нами общаться.

Поскольку от общественного контроля нас отстранили, мы написали письмо «УпрДорПрибайкалье» Росавтодора, которая является контролирующей организацией по выполнению федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) и попросили их взять пробы асфальта с четырех улиц в Иркутске, которые были отремонтированы в 2018 году.

Это ул. Рабочего Штаба, ул. Дорожная, ул. Костычева и объездная дорога микрорайона Юбилейный. Когда были сделаны вырубки, обнаружилось, что слой асфальта оказался 1,9 см вместо 5 см. Это грубейшее нарушение! – возмущается Шабанов.

– Такого я за всю свою жизнь еще не видел. Это уменьшение верхнего слоя полотна дороги практически в 2,5 раза! И, соответственно, ни одна проба не прошла проверку на соответствие асфальту типа «А».

Посчитать на калькуляторе просто: на дороги Иркутска в 2018 году потрачено по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» около 2 млрд рублей. Основная часть затрат – это, естественно, асфальт. Другими словами, больше 1 млрд рублей – это стоимость асфальта. В реальности асфальт оказался не тем, на 40% дешевле заявленного. Так сколько было «сэкономлено» на стоимости асфальта?

Кому выгоден такой ремонт? Подрядчикам? Нет, в основном подрядчики брали асфальт в МУП «Иркутскавтодор». Соответственно, выгоду от разницы получали не подрядчики, которые закатывают наши дороги в то, что им дают.

Фото: news.drom.ru
Можно предположить, что основную выгоду с разницы получала некая команда из мэрии.

– Мы считаем, что это команда под управлением мэра Иркутска Бердникова. В ней, по нашему мнению, задействованы чиновники администрации, например, Андрей Пономарев, который возглавлял департамент дорожного строительства администрации Иркутска, а также и директор «Иркутскавтодора» Михаил Чайковский, который был непосредственно генподрядчиком. В этом, мы считаем, задействована и лаборатория, которая проверяла качество полотна – и которая также принадлежит непосредственно МУП «Иркутскавтодор».

Общественники обратились в Следственный комитет, ФСБ с просьбой возбудить уголовное дело в отношении указанных ими лиц. Они намерены написать также и в надзорный орган – прокуратуру Иркутской области.

Деньги на ветер

Ремонт дорог в Иркутске продолжается, идет, что называется, по плану. Шабанов рассказывает: кладут как попало, торопятся, ведь идут дожди.

Работы ведутся в микрорайоне Юбилейный. Фото: baik-info.ru

– Думаю, что этот ремонт смоет. Во-первых, нарушается технология, поскольку, предполагаю, мэр всех торопит: нужно успеть к выборам положить асфальт. Работы ведутся независимо от погоды. Никого абсолютно не волнует качество асфальта – мы уже в этом убедились по данным из независимой лаборатории. Похоже, что нормальные технологические решения и ливневая канализация тоже никому не нужны: вы видите, что город залит водой и воде некуда уйти. На самом деле бардак такой, что волосы дыбом.

Алексей Шабанов объясняет цифры в документах, касающихся ремонта дорог: по ним видно, что в регламенте работ нет чистки полос, ремонта колодцев, идет экономия на гравии и частично на асфальте – объем асфальта меньше. Качественные бордюры заменяют на бетонные.

– Все это делается для того, чтобы на имеющееся финансирование по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» увеличить количество отремонтированных улиц – берут не качеством, а количеством. Но этот ремонт некачественный! Больше улиц – больше показухи, а качества нет. Через два-три года от этого асфальта ничего не останется.

Шабанов считает, что в связи с погодой придется где-то и повторно класть асфальт – а это двойной расход. То есть ремонт дорог сейчас – это, по факту, деньги, выброшенные на ветер. А если учесть, что не делается ливневка, инженерные сооружения, то можно прогнозировать: дороги придут в негодность гораздо раньше положенного срока.

– Между тем в 2024 году эта программа заканчивается. В 2018 году потрачено около 2 млрд рублей, на 2019 год запланировано более 2 млрд рублей – вся эта информация есть в открытом доступе. Вот и посчитайте, сколько денег бездарно потрачено, смыло и еще смоет дождями. Представляя, что увидим в 2020 году после такой работы, мы и хотим остановить дорожный беспредел. Надеемся, что еще не опоздали, что вовремя…