Считаем деньги госслужащих: сколько получают министры в Иркутской области

Судя по декларациям, все они живут на одну зарплату. Зато на какую!

Вот и пришло время для государственных служащих опубликовать официальные декларации о своих доходах. Ознакомиться с ними может любой желающий. Давайте взглянем, на что живут и чем владеют наши министры и члены их семей.

Судя по декларациям, все они живут на одну зарплату. Зато на какую!

Тем более, что, по мнению экспертов, зарплаты иркутских министров – одни из самых высоких по стране. Правда, декларации нынче не совсем прозрачны…

За гостайну доплачивают

Согласно действующему законодательству, государственные служащие, которыми являются министры регионального правительства и иные чиновники, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью или управлять хозяйствующим субъектом, за исключением жилищных, дачных и иных подобных кооперативов и товариществ, а также профсоюзов. Вот только доходы госслужащих и без того имеют множество официальных ручейков, не дающих опустеть кошелькам министров и замгубернаторов.

Давайте на этом немного остановимся. Итак, зарплата регионального министра или чиновника администрации региона складывается из оклада и бонусов, премий и иных поощрений. Оклад министра зависит от оклада губернатора, а он в чиновничьей табели о рангах приравнен к федеральному министру. Должностной оклад федерального министра в 2018 году был установлен в сумме 76 296 рублей.

Первые заместители имеют оклад в 79% от губернаторского. Просто заместители – 78%. Руководитель аппарата, представительства в Москве, представитель в ЗС и глава Усть-Ордынского округа – 72%. Министры – тоже 72% от губернаторского. Далее идут бонусы: за выслугу лет, за работу с гостайной, компенсационные, стимулирующие, за работу в особых условиях, сверхурочные, за интенсивность, за качество… Они достигают нескольких окладов (в таблице пояснений указано, что стимулирующие выплаты для губернатора, замов и руководителей, ежемесячные поощрения составляют 3,9 оклада, для министров – 2,5-3,5 оклада в месяц).

Госчиновники могут получать доход от педагогической, научной и иной творческой деятельности. Могут сдавать в аренду имущество. Могут передать в доверительное управление принадлежащие им доли (акции) коммерческих организаций. Могут получать доход по вкладам в банках. Могут получать, конечно, и иной доход – но это уже другая и очень обширная тема.

Чтобы мы так жили на одну зарплату!

А теперь посмотрим, кто и сколько зарабатывает в правительстве Иркутской области.

Председатель правительства Руслан Болотов в 2018 году заработал 3586133 рублей – почти по 299 тысяч в месяц. Если посчитать, то Руслан Николаевич у нас живёт только на зарплату и иных доходов не имеет. Неплохо зарабатывает, по налоговой декларации, и жена господина Болотова - чуть больше 187 тысяч в месяц. Живёт семья довольно скромно и даже – судя по декларации – передвигается на автомобиле ГАЗ (это обычная «Волга»). Хотя это не факт: в автопарке правительства Иркутской области есть множество более комфортных автомобилей, которые содержатся за счёт областного бюджета (и налогоплательщиков).

Полномочный представитель губернатора в Заксобрании Роман Буянов за год заработал 3341720 рублей – это примерно 278,5 тысячи в месяц. Роман Викторович тоже живёт на зарплату. Зато супруга – в два раза больше: 6799755 рублей (более 566 тысяч в месяц!). Сразу понятно, кто является основным добытчиком в семье Буяновых.

На зарплату живёт и ещё один зампред правительства – Валентина Вобликова, она задекларировала доход чуть более 275 тысяч в месяц. Также не имеют иных доходов министр финансов Наталия Бояринова (269,5 тысячи рублей в месяц), министр спорта Илья Резник (200,5 тысячи), министр соцразвития, опеки и попечительства Владимир Родионов (247,7 тысячи), министр ЖКХ Артур Сулейменов (чуть больше 270 тысяч), министр имущественных отношений Владислав Сухорученко (чуть более 191 тысячи), министр строительства и дорожного хозяйства Светлана Свиркина (почти 217 тысяч), министр сельского хозяйства Илья Сумароков (чуть более 176 тысяч), министр культуры Ольга Стасюлевич (166,5 тысячи в месяц). Мало того – и скандально известный министр лесного комплекса Сергей Шеверда декларирует жизнь на одну зарплату в 210 тысяч в месяц. Он, кстати, единственный добытчик в семье – его супруга в прошлом году заработала всего 991 рубль. Если господин министр из-за уголовного преследования лишится должности, его семья останется без средств к существованию!

Чиновники, которые имеют доход чуть выше коллег по правительству – это первый зам губернатора Виктор Дорофеев (чуть больше 325 тысяч в месяц), зампред правительства Антон Логашов (почти 302 тысячи в месяц), министр природных ресурсов Андрей Крючков (чуть больше 294 тысяч в месяц) и главный по здоровью населения Олег Ярошенко (296 тысяч в месяц). Хотя Олегу Николаевичу волноваться о хлебе насущном не приходится – его половина зарабатывает в два раза больше мужа.

Самым богатым чиновником областного правительства по итогам 2018 года стал замгубернатора Дмитрий Чернышов. Он заработал за год всего на 400 тысяч меньше, чем его непосредственный начальник – Сергей Левченко. Доход Дмитрия Викторовича составляет почти 426 тысяч рублей в месяц.

Эксперты заявляют, что зарплаты госслужащих в Иркутской области – самые высокие по стране. Однако этому тут же находится оправдание: мол, министров приходится удерживать на госслужбе именно зарплатой, иначе они все поголовно ринутся в бизнес и некому будет управлять регионом.

Чиновнику инфляция не повредит

Какова прозрачность деклараций о доходах чиновников? Насколько они отражают реальную ситуацию?

В декларациях о доходах содержатся сведения о квартирах, домах, участках и личном автотранспорте. Однако там указывается только площадь квартиры (участка, дома) – но не расположение. Согласитесь, разница между квартирой в Солнечном или в Ново-Ленино по стоимости может быть в несколько раз. То же с домами или участками: Байкальский тракт, возле Байкала – или Александровский (Московский) тракт. Колоссальная разница будет между домиком в 60 квадратов в Сочи и домом в 250 квадратов в Иркутской области. Да и с машинами тоже не всё понятно: в декларациях указывается марка (например, Toyota), но не модель и даже не год выпуска (сравним 20-летнюю Corolla и «свежий» Land Cruiser 200).

А ещё закон не обязывает госслужащих, к которым относятся министры, предоставлять декларации о доходах своих родителей и совершеннолетних детей. Так и появляются потом пенсионеры, владеющие виллами в Италии, или юные дарования с миллионными банковскими счетами. Про братьев-сестёр история вообще умалчивает. С одной стороны, доход каждого человека – это его личные персональные данные, которые охраняются законом. С другой стороны, государственные чиновники должны быть открыты по максимуму – во избежание той самой коррупции.

В 2016 году губернатор Сергей Левченко решил сэкономить на правительстве и распорядился урезать всем оклады. Себя он тогда тоже из списка не исключил – это было начало работы на посту главы региона, шаг должен был стать безупречным. Сокращение составило 10%. Однако скоро все оклады и надбавки вернулись на место, и с «прибытком»: в 2017 году оклады проиндексировали на 4%, в январе 2018 года – ещё на 4% и в апреле 2019 года – снова на 4%. А на сессии Заксобрания, прошедшей 22 мая 2019 года, было принято решение проиндексировать зарплату госслужащим в 2019 году ещё раз – уже осенью, на те же 4%. Представитель губернатора Иркутской области в ЗС Роман Буянов пояснил, что индексация проводится с учётом уровня инфляции.

Ну хоть кому-то в Иркутской области инфляция на пользу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру