Промплощадка БЦБК горит под ногами «красного» правительства

Индустриальный парк предлагают построить на месте грязного «Монако»

Экологическая общественность Иркутской области снова с удивлением взирает на дела власть имущих. Информация о слушаниях по созданию индустриального парка «Байкальский чистый продукт» в Байкальске была напечатана в отраслевой газете «Транспорт России» – которую в Слюдянском районе, очевидно, мало кто читает.

Индустриальный парк предлагают построить на месте грязного «Монако»

Слушания состоятся 12 апреля, то есть через три недели. Но вот вопрос: как создавать индустриальный парк, если сегодня только обсуждается зачистка площадки БЦБК от последствий деятельности комбината? То есть территорию еще не очистили, даже проекта рекультивации еще нет – а парк уже проектируют. Бежать впереди паровоза – это довольно странная привычка наших властей, впрочем – вполне объяснимая: очень скоро отчитываться перед президентом за то, что сделано, а отчитываться-то нечем. Не сделано ничего.

Во время совещания, организованного месяц назад депутатом Госдумы Николаем Николаевым, представителям правительства Иркутской области был задан вопрос: что будет на месте площадки БЦБК? Тогда область ничего не смогла ответить. Но вдруг, как чертик из табакерки, на горизонте снова возникла прошлогодняя идея: в мае 2018 года было объявлено, что Иркутская область в рамках соглашения с Фондом развития моногородов РФ привлечет федеральное финансирование для создания индустриального парка «Байкальский чистый продукт» в городе Байкальске. Об этом рапортовало правительство Иркутской области.

«Средства будут направлены на создание инженерной инфраструктуры парка для реализации инвестиционных проектов по розливу воды, производству напитков, выращиванию овощей в закрытом грунте, переработке ягод, дикоросов, созданию чаеразвесочной фабрики», – говорилось в сообщении.

Индустриальный парк «Байкальский чистый продукт» будет размещаться на промышленной площадке в Байкальске, где ранее размещался Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), а также на территории городского продовольственного рынка.

Объект состоит из 14 участков общей площадью 46,7 гектара. Стоимость работ по проектированию индустриального парка составит 18,1 миллиона рублей, сообщается на сайте госзакупок. Заказчик – администрация Байкальска. Работы будут профинансированы правительством Иркутской области и администрацией муниципалитета. Был объявлен проектировщик первой очереди парка – разработчик первого тома ОВОС – ООО «Сиблидер», которое базируется в Иркутске.

12 апреля нам предлагается обсудить «проектную документацию намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду «Инфраструктура индустриального парка «Байкальский чистый продукт», 1 очередь». ТЗ в составе проектной документации доступно, как сообщает объявление в «Транспорте России», по адресу: Слюдянка, улица Ржанова, 2, кабинет 9 – то есть в администрации Слюдянского района.

Но как можно рассматривать промплощадку в качестве места для развития крупного индустриального парка, если непонятно даже, кто будет демонтировать здания БЦБК? И кто будет убирать черный щелок? Год назад власти региона сообщали, что рассчитывают объединить сразу два проекта экологической направленности на промплощадке закрывшегося БЦБК. Но подрядчик «Росгеология» тогда заявил, что госконтракт не предусматривает демонтажа зданий, «Росгеология» займется лишь картами-накопителями, где складирован шлам-лигнин. Ясности нет по сей день. В феврале депутаты Законодательного собрания региона выезжали на промплощадку, и тогда руководитель Дирекции по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба Валентин Бороденко, докладывая народным избранникам о ситуации на промплощадке, жаловался, что не решен вопрос по имущественному комплексу, объекты не включены в госреестр тех объектов, накопленный вред которых предполагается ликвидировать. Правительство, сообщил он, обратилось во «Внешэкономбанк» за содействием… На тот момент отсутствовало «право и основание» браться за ликвидацию ущерба на самой промплощадке. Спикер ЗС Сергей Сокол тогда подытожил: системно вопрос не решается, и мы не знаем пока, как к нему подойти.

В таких условиях проект «Байкальского индустриального парка» выглядит как очередное прожектерство. А может быть, и как способ «израсходовать» бюджетные деньги.

18 марта на правительственном часе в Совете Федерации глава Минприроды Дмитрий Кобылкин сообщил, что план ликвидации отходов будет разработан к апрелю 2019 года. «Создана межведомственная рабочая группа с участием силовых структур. К началу апреля планируем завершить разработку подробного плана-графика работ». Заключение экологической и государственной экспертиз планируется получить в сентябре 2019 года. Так что же мы будем обсуждать 12 апреля, если все еще разрабатываются «планы-графики»?

В Иркутске общественники очень взволнованы ситуацией на промплощадке. Юрий Фалейчик, председатель общественной организации «Байкальский центр гражданской экспертизы», так описывает то, что происходит там сегодня.

– Весь сыр-бор идет только вокруг одной зоны БЦБК – полигона для хранения шлам-лигнина. И совершенно не тронута, никак не спланирована громадная территория – промплощадка БЦБК. На минуточку, для сравнения, чтобы было наглядно видно, насколько бездарно мы относимся к своим территориям, требующим очистки: на эту территорию спокойно уместилось бы целое европейское государство – княжество Монако… Что там, в этом нашем «Монако»? А там ужас-ужас. Это разваливающиеся корпуса завода – уже падают панели, ограждающие конструкции, выгнившие из закладных деталей. Там – не дезактивированное оборудование, не очищенное, не законсервированное. Химические реагенты попадают в почву, соответственно, на всей территории там загрязнены и почва, и купол подземных вод, который раньше, когда комбинат работал, регулярно очищался и дренировался, и все подавалось для очистки на очистные сооружения БЦБК. На этой площадке находится ТЭЦ, которая работает с 20% КПД. А это значит, что из 5 вагонов угля 4 вагона просто вылетают в трубу и только 1 вагон используется по делу.

Если сегодня нам хотя бы понятны сроки по проекту утилизации шлам-лигнина, понятны исполнители, источники финансирования, то по промплощадке не понятно вообще ничего. А она в критическом состоянии. И кто же держит эту ситуацию? ВЭБ! ВЭБ как контрольный кредитор не принимает никаких мер для экологической очистки этой территории и ликвидации накопленного экологического ущерба. Поэтому сейчас надо призвать ВЭБ немедленно приступить к экологической очистке. Надо обследовать территорию, надо сделать задание на проектирование, надо провести тендер. Мы должны хотя бы к лету увидеть план действий ВЭБа по очистке этой территории. Если ВЭБ не готов этим заниматься, значит, он должен принять все меры для решения вопроса.

Таким образом, не совсем понятно, что это значит – использование промплощадки для создания «Байкальского индустриального парка». Да, там есть участки, на которых работает бизнес – китайцы разливают воду, россияне держат макаронную фабрику и так далее. Но ведь речь идет не о точечной поддержке конкретного бизнеса (или все же о ней?), а о создании целой системы, которая будет работать на благо Байкальска. А для этого какие основания? Так что же народу предлагается обсудить 12 апреля? Видимо, эти общественные слушания нужны для того, чтобы правительство и губернатор смогли прикрыться широкой грудью общественности и отчитаться перед президентом. Но почему-то кажется, что «отмазаться» не получится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру