Переполненный ковчег: кто поможет иркутской зоогалерее?

Все ближе то время, когда сотни животных могут остаться без крова

Сразу после новогодних праздников появилась информация о том, что Иркутская зоогалерея объявила о прекращении приема больных и раненых животных. 

Все ближе то время, когда сотни животных могут остаться без крова
Людмила Ивушкина с одним из питомцев зоопарка. Фото: 2gis.ru

Такой шаг владельцы объяснили катастрофической нехваткой средств на лечение и содержание новых постояльцев и желанием сохранить в добром здоровье тех питомцев, которые у них уже есть. Неужели все так плохо? На самом деле – да. Ситуация в Иркутской зоогалерее, которая является самым известным и самым крупным частным зоосадом в регионе, плачевна. Катастрофически не хватает денег и места. Да и вскоре может оказаться, что и этого угла у зоогалереи не будет. Что тогда станется более чем с пятью сотнями животных ста семидесяти видов, которые живут сейчас в зоогалерее?

Доктора Айболиты Ивушкины

В 1989 году в Иркутске появился зооцентр «Ковчег». Он организовывал передвижные выставки животных, одновременно собирая раненых, заболевших и ставших ненужными зверей. Экспозиция была выкуплена в 1996 году на средства гранта. А в 2005 году в ЦПКиО Иркутска на базе «Ковчега» была открыта Иркутская зоогалерея супругов Ивушкиных. За время работы численный состав зоогалереи вырос в три раза, а площадь экспозиции увеличилась в шесть раз.

Основная часть экспозиции представлена животными приюта: выкормыши, травмированные животные и те, от которых отказались хозяева. Часть питомцев была свезена из закрывшихся выставок и зоопарков.

Надо заметить, что в Иркутской зоогалерее также содержатся животные более 20 редких и исчезающих видов.

Зоогалерея принимает брошенных, больных и раненых животных. Люди, зная об этом, несут подранков и больных всех видов и мастей: уток, голубей, ежей, зайцев, кошек, собак… Всех здесь принимают, обследуют, лечат, пытаются пристроить. Тех, кто в состоянии жить на воле, в теплое время года выпускают в родную среду. Так, к весне 2019 года зоогалерея готовит большой выпуск, после которого освободится часть помещений.

Зоогалерея отныне принимает только редких и диких

При этом владельцы зоогалереи говорят, что принимать больных и раненых животных они больше не могут – у них не хватает средств на содержание и тех, которые уже живут в галерее.

– Только одно обследование птицы – любой – обходится почти в 5 тысяч рублей, – говорит Людмила Ивушкина, хозяйка Иркутской зоогалереи. – При этом мы не имеем поддержки государства – ни федеральной, ни региональной, ни местной. Все расходы по содержанию питомцев мы несем самостоятельно, и иногда нам просто нечем кормить животных. Помощь, которую пытаются оказывать горожане – очень небольшая, но мы благодарны и за это.

Самой большой статьей расходов зоогалереи являются счета за электричество. Ивушкины оплачивают электроэнергию по коммерческому тарифу, и зимой в месяц на эти нужды тратится 100-150 тысяч рублей. А еще всех надо накормить, дать лекарства или витамины, вымыть, расчесать, почистить вольеры. А еще оплатить телефоны и интернет… И еще – обслужить посетителей, которые приносят галерее хоть какие-то деньги.

– Мы не зоопарк, – говорит Людмила Ивушкина. – Наши питомцы не ездят по селам и городам, они практически не фотографируются с посетителями, и уж тем более их нельзя гладить и тискать. Мы считаем, что животные имеют право на спокойную жизнь. Даже наши кошки смотрят на посетителей из закрытого вольера. Правда, мы попробовали выпустить кошек в открытую комнату и разрешить их трогать, но дети чуть не передушили животных. А родители, которые их привели, сделали вид, что все нормально. После этого мы снова убрали кошек в закрытый вольер.

В начале 2019 года в Иркутске – как и по всей России – поднялись цены, причем довольно резко. Посчитав возросшие расходы, владельцы зоогалереи решили прекратить прием заболевших животных.

– Мы хотим сохранить тех животных, которые у нас уже есть, – говорит Людмила Ивушкина. – В 2018 году мы приняли 650 животных и птиц, в том числе орлов, сов, урагусов, лосят, лебедя и других. Частично их удалось вылечить, и некоторые уже здоровые животные весной будут выпущены на волю. Но сил и возможностей принимать животных у нас больше нет. Денег нет. Лечение и обследование безумно дороги, а питание, а содержание…

Несмотря на это редких животных без внимания Ивушкины не оставят. Они – практически единственные специалисты, которые знают, как оказать помощь, например, раненой сове (а их приносят десятками), орлам и прочим диким зверям, пострадавшим от людей или стихии. А вот остальных куда деть?

– В Иркутске есть, кроме нас, еще шесть организаций, которые называют себя зоосадами или зоопарками, – говорит Людмила Ивушкина. – К примеру, зоосад при Ботаническом саде ИГУ, который ранее был контактным зоопарком. У них, кстати, есть поддержка государства в виде финансирования, они могут себе позволить содержать большее количество питомцев, чем у них есть сейчас, и ухаживать за ними.

Вопрос о том, сможет ли сама зоогалерея принять того или иного зверя, будет решаться по телефону.

Ни денег, ни документов…

А вот кто будет решать судьбу самой зоогалереи, которая, кстати, сейчас находится в подвешенном состоянии? В марте 2017 года мэром города после ряда судов было принято окончательное решение о переносе зоогалереи Ивушкиных с нынешнего места на территории мемориального парка «Иерусалимская гора». Решение суда об освобождении территории вступило в силу. Несколько раз в галерею приходили приставы, которые приносили владельцам исполнительные листы с требованием переехать, но огромными усилиями галерею удалось пока оставить на прежнем месте. Надолго ли?

– Сейчас ЦПКиО стал мемориальным комплексом «Иерусалимская гора» и перешел в ведение областных властей, – говорит Людмила Ивушкина. – А областные власти нас отсюда пока не гонят – галерее разрешили остаться до окончания реконструкции комплекса. Кстати, администрация Иркутска этим решением недовольна – говорят, что под нами нужно провести какие-то важные раскопки. Но минимущества разрешило нам остаться, и пока мы выдохнули. Приставы к нам больше не ходят, можно пока заняться животными.

Фото: gazetairkutsk.ru

– А что потом? На какое время отсрочка?

– Власти Иркутска говорили о том, что зоогалерею надо перенести на остров Конный, – говорит Людмила Ивушкина. – Там уже давно запланировано место массовых гуляний горожан, имеется проект переобустройства острова, в котором есть место и для зоогалереи.

Территория шикарная – но только территория и есть. Во-первых, нам не дают документов, подтверждающих, что мы можем занять этот участок. А ехать куда-либо без документов и быть «на птичьих правах», ждать, что в любой момент выгонят, мы не можем. Нашим питомцам стрессы с переездами в разные места ни к чему. Во-вторых, там ничего нет: ни коммуникаций, ни электроснабжения, ни зданий, ни заборов. Просто территория. Нужны проекты, нужны сметы, нужно строиться – а у нас на это нет денег. Мы не можем самостоятельно это сделать – надо кого-то нанимать!

– Неужели история Иркутской зоогалереи с ее замечательными питомцами так и закончится? В Иркутске что же, нет спонсоров, которые могли бы оказывать поддержку животным?

– У нас есть несколько спонсоров для отдельных животных, – говорит Людмила Ивушкина. – А для целой зоогалереи – нет. И нет также времени, чтобы ездить и искать попечителей – наши питомцы требуют постоянного внимания и присутствия. Мы несколько раз обращались к крупным компаниям – все безрезультатно.

Вот и все. Хотя нет – пока не все. Весной на волю уйдут вылеченные дикие птицы и животные. Реконструкция комплекса будет проводиться в три этапа, и в 2019 году будет проходить только второй из них. Значит, какое-то время галерея еще протянет на прежнем месте. Может быть, к этому времени найдутся добрые и состоятельные люди, которые захотят помочь братьям меньшим и построить им новый дом.

Фото: irkutsk.news

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру