Напомним, речь идёт об уголовном деле, заведенном еще в 2015 году. Сын губернатора обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных статьями 145.1 и 199 УК РФ -- по факту невыплат зарплаты и уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере предприятием ЗАО «Стальконструкция», где Левченко-младший занимает пост генерального директора. До губернаторства Сергея Левченко семейное предприятие возглавлял он сам.
Следствие установило, что в 2011 и 2014 годах в бухгалтерском отчете предприятия были отражены отношения с фирмой-«однодневкой», которую привлекли для осуществления подрядных работ, из-за чего в документации отражены завышенные расходы «Стальконструкции». В свою очередь, это повлекло неуплату налогов на сумму более 12 миллионов рублей. Также с августа 2014 по май 2015 года генеральный директор не выплачивал зарплату 21 работнику «Стальконструкции». Заметим, этот факт правоохранительными органами был зафиксирован еще до того, как Левченко-старший стал губернатором, поэтому можно сказать, что политических мотивов в этом деле изначально не было.
Два дела объединили в одно производство
Развитие этой истории совпало с арбитражным процессом, в котором Андрей Левченко выступал ответчиком. Он не смог погасить задолженность перед структурой бизнесвумен Татьяны Казаковой, и ООО «КапиталИнвестСтрой» обратилось в суд в ноябре 2017 года с тем, чтобы признать гражданина Левченко банкротом. «Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21.03.2018 заявление общества с ограниченной ответственностью «КапиталИнвестСтрой» о признании гражданина Левченко Андрея Сергеевича банкротом признано обоснованным. В отношении Левченко Андрея Сергеевича введена процедура реструктуризации долгов гражданина до «11» июля 2018 года.» -- сообщалось на сайте суда. Там же назывались и цифры: «Требование ООО «КапиталИнвестСтрой» в размере 57 501 744,39 руб., в том числе: 57 001 744,39 рублей – основной долг, 500 000 рублей – пени, включено в третью очередь реестра требований кредиторов гражданина Левченко Андрея Сергеевича».
И тут начинается интересное: банкрот Левченко выплачивает долг Федеральной налоговой службе. Соответственно, дело против него закрывают -- «за деятельным раскаянием» ответчика. Но СМИ, в том числе и федеральные, в том числе «Новая газета», этот факт выносят в общественное поле, сообщая, что долги были погашены через коммерческий банк «Солидарность» перечислением с двух открытых расчетных счетов в общей сложности 19,997 млн и 6,295 млн рублей. Причем сделано это было 25 декабря 2017 года и 15-16 января 2018 года – то есть как раз тогда, когда по арбитражным инстанциям ходило заявление «КапиталСтройИнвеста». Это, собственно, и послужило причиной повышенного внимания прессы: ведь если человек в банкротстве, то денег у него теоретически нет. А если есть, то, по логике вещей, он никакой не банкрот. Разве что, по итогам прошлого года, самый малообеспеченный депутат ЗС Иркутской области, официально заработавший 359,8 тысячи рублей за год. Так откуда деньги? Тем более прессу заинтересовало то, что именно на депозите в КБ «Солидарность» были размещены в октябре-ноябре 2017 года деньги «Международного аэропорта Иркутск», который контролирует областное правительство, подотчетное губернатору.
Возможно, факт погашения крупного долга при банкротстве – как свидетельство непрозрачности финансовой деятельности гражданина, бизнесмена и депутата -- косвенно и стал причиной повышенного внимания прокуратуры к закрытому делу Сергея Левченко. Прокуратура, изучив все данные, отправила дело на дополнительное расследование в Следственный комитет по Иркутской области, указывая на «наличие обстоятельств, требующих дополнительной проверки следствием». Решение прокуратуры по времени совпало с предвыборной кампанией в Законодательное собрание Иркутской области, куда снова баллотируется сын губернатора, он же -- депутат. Вряд ли это сыграет в его пользу, тем более что эти выборы у него первые (мандат свой он получил в 2016 году, после того, как депутат Щапов отбыл на повышение в Госдуму), а идет он по одномандатному округу.