Обсуждается генплан Иркутска: меньше машин, но больше дорог

Разработчики подготовили очередной пакет поправок в главный городской документ

Уже неделю Иркутск обсуждает изменения в главнейший городской документ -- генеральный план города. Рассмотреть в подробностях, где и что будет, можно в администрациях округов. А узнать эти самые подробности из первых уст – на общественных слушаниях, график которых можно найти на сайте областной администрации. 

Разработчики подготовили очередной пакет поправок в главный городской документ
Фото из открытых источников.

«МК Байкал» начинает серию публикаций, в которых мы поговорим о генплане и будущем городских пространств с одним из разработчиков документа Русланом Хотулевым и председателем правления Иркутской организации Союза архитекторов России Игорем Козаком.

История вопроса

Для начала давайте разберемся, какой именно генплан Иркутска сейчас обсуждается. Он принципиально новый или все-таки это лишь изменения в действующий документ?

- Ну какой новый генеральный план может быть у города, которому более 350 лет! – удивляется Руслан Хотулев. – Мы подготовили очередной пакет, если можно так сказать, изменений и поправок в уже утвержденный генплан. Истоки его -- еще из 1980-х годов. Основательно за разработку генерального плана Иркутска взялись в 2001 году. В 2006 году была утверждена концепция генерального плана Иркутска, которая содержала основные положения, в 2007 году был принят обновленный генплан, а в 2014 и 2016 году – корректировки в этот документ. Сейчас мы, опять же, подготовили изменения и дополнения, чтобы привести генеральный план Иркутска в соответствие с утвержденной в феврале 2018 года городской думой стратегией социально-экономического развития города. Стратегия рассчитана до 2030 года и содержит такие параметры, как планируемая численность населения и обеспеченность горожан жильем. А генеральный план – это пространственное отражение этой стратегии. При разработке изменений мы примерили целевые показатели на территорию города и посмотрели, что нужно сделать для того, чтобы, к примеру, обеспечить всех иркутян жильем: вводить новые территории или обеспечивать более плотную застройку.

Руслан Хотулев объясняет генплан. Фото из открытых источников.

Сразу отметим, что в изменениях в генплан сохранилось зонирование территорий, утвержденное в предыдущих редакциях. И строительство социальных объектов, запланированное ранее, тоже сохранено.

-- А что же тогда меняется?

-- При разработке генплана мы ориентировались на командные исследования, проведенные в 2016 году специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска, - говорит Руслан Хотулев. – Тогда команды работали над предложением концепции развития Иркутска до 2040 года. И практически все разработчики пришли к выводу, что Иркутск живет в окружении жилых массивов, которые словно «паразитируют» на городе. Смотрите: ежедневно тысячи жителей коттеджных поселков, расположенных вокруг Иркутска, а также жители Лугового, Березового, Шелехова, поселка Западный (Хомутово) и частично Ангарска едут на работу в Иркутск. Чаще – на личном автотранспорте. В Иркутске они работают, учатся, лечатся, ходят в магазины и аптеки, а вечером весь этот поток идет обратно. И жители спальных районов Иркутска точно так же «паразитируют» на центре города! Утром – в центр на работу, вечером – в свои Университетский, Солнечный, Ново-Ленино, Рабочее и т. д.

Так сложилось, что в центральной части города сосредоточена практически вся деловая и культурная жизнь иркутян. Кстати, культурную жизнь немного раздвигают – те же «Сильвер Молл» и «Джем Молл» «оттянули» на себя потоки желающих посмотреть кино и сделать покупки в выходной день. И в ряде районов города строятся торгово-развлекательные центры, где можно не только что-то купить, но и посидеть с компанией в кафе или посмотреть кино.

То есть поправки устремлены в том числе на то, чтобы равномерно распределить нагрузку.

Идеальный пешеходный город

Разработчики изменений в генплан хотят сделать Иркутск идеальным городом для жизни. А для этого необходимо, чтобы все, что нужно человеку, либо находилось в зоне пешеходной доступности, либо обеспечивалось грамотными качественными транспортными связями между территориями.

- Когда разрабатывались предыдущие редакции генплана, мы тщательно прорабатывали транспортные магистрали, дороги, развязки – чтобы было удобно автомобилистам, - говорит Игорь Козак. – И получился у нас такой «транспортноориентированный» город. Все для машин. А где же люди? Ведь далеко не все имеют личное авто – хотя многие к этому стремятся. И с каждым днем в городе все больше и больше личных машин, все плотнее и продолжительнее пробки и все дольше иркутяне добираются на работу и обратно. Сейчас концепция поменялась. Город должен быть для людей, а не для машин, которые в центральной части припаркованы даже на тротуарах.

Об избавлении центральной части Иркутска от скопления автомобилей говорят давно и даже знают, как это сделать. Нужно, по примеру западных городов (которому, кстати, последовала и Москва) сделать абсолютно все парковки в центре города платными. Возле торговых центров и офисных зданий, на улицах, во дворах. Все перекрыть и поставить везде паркоматы, пропускную систему и прочие запрещающие штуковины. Тогда, по мнению авторов идеи, человек, который знает, что автомобиль, стоящий весь день на парковке под окнами его офиса, будет стоить ему больше ползарплаты в месяц, оставит машину дома и поедет на работу на общественном транспорте.

Правда, общественный транспорт для этого нужен другой. И схема работы этого транспорта должна быть совершенно иной. Какие-то улицы просто нужно сделать предназначенными исключительно для проезда высокоскоростного общественного транспорта, а при пересечении этих улиц с обычными городскими магистралями необходимо перенастроить светофоры так, чтобы именно общественный транспорт получал преимущество в движении.

Есть еще один фактор, увеличивающий плотность движения на улицах Иркутска – это транзитный транспорт. Речь о тех, кто едет, к примеру, из Бохана в Листвянку или Слюдянку, в Улан-Удэ и т. д. Частично убрать большегрузы удалось путем строительства объездной дороги от трассы М-53 между Иркутском и Мегетом до трассы М-55 в пяти километрах от Шелехова. Конечно, их место занял частный транспорт из Шелехова, Лугового и коттеджных поселков возле Маркова, но здравый смысл в идее есть. И отсюда вытекает следующий серьезный посыл изменений в генплан Иркутска – транспортный обход города или большое иркутское кольцо.

Фото из открытых источников.

В обход

Идея большого иркутского кольца – транспортного обхода Иркутска – обсуждалась еще в 1990-х годах. О строительстве обходных путей говорили много, но сейчас разговоры уступят место действиям. Обходная дорога должна быть построена – это распоряжение федеральных властей.

- Мы не разрабатывали транспортный обход, - говорит Руслан Хотулев. – Мы просто проработали пространственное выражение этого обхода, провели некоторые подсчеты и даже немного сдвинули первоначально предложенные маршруты. Так, часть транспортного обхода Иркутска предполагалось провести по важной для Иркутска экологической зоне. Мы рассчитали так, чтобы строительство дороги не помешало экологии на данном участке.

Одна часть кольца уже построена. Впереди - северо-восточный обход, который должен пройти по восточным границам жилой застройки города с выходом на Плишкинскую автомобильную дорогу и далее на север до микрорайона Зеленый, огибая его с западной стороны. Он будет строиться от Байкальского тракта до Качугского и Александровского трактов. Запланирован «Южный обход» - протяженностью 24 километра со строительством дополнительных дорог, которые свяжут этот обход с Академгородком и Помяловского, а также падью реки Долгая. И «Северный» обход, который свяжет трассу М-53 (автодорога Р-255 «Сибирь» в новой классификации) с Качугским и Александровским трактами. Кстати, рядом с этим обходом планируется построить железнодорожную ветку – в том случае, если в Иркутске все-таки решат построить новый международный аэропорт в районе деревни Поздняково либо в Усть-Орде. Протяженность «Северного» обхода – 23 километра.

Не разграничить, а объединить

Разработчики изменений в генплан утверждают: чтобы разгрузить центр Иркутска, необходимо создать подцентры, где будут располагаться объекты, обеспечивающие социальные потребности граждан. Иркутск – город вытянутый и разделенный реками и железной дорогой. Именно на границах и будут создаваться эти самые подцентры. Сейчас это зона бывшего ИЗТМ, где располагается ТЦ «Фортуна» с прилегающими центрами, зона между Иркутском-2 и Ново-Ленино в районе станции «Иркутск-Сортировочный» и территория бывшего радиозавода. Изначально эти точки были своего рода границами между районами. Теперь их планируется «перевернуть» из разграничивающих в объединяющие.

Зона в Ленинском округе требует строительства надземных пешеходных переходов над железнодорожными путями, которые дадут возможность жителям двух районов без проблем передвигаться между ними. Требуется там и прямая автодорога.

Транспортная развязка повышенной пропускной способности требуется и в районе территории бывшего радиозавода. Эта развязка должна будет входить в систему Иркутского кольца.

А в районе «Фортуны» планируется сделать большую зону, которая будет продлена по берегам Ушаковки. Там же, по берегам Ушаковки, будут определены места под жилищную застройку. Кстати, застроить жильем предлагают и улицу Сурнова, по которой сейчас сплошным потоком идут автомобили из Ленинского района, а также транзитный и междугородный общественный транспорт. Для последнего запланированы так называемые перехватывающие парковки на въезде в Иркутск. А на Сурнова будет продолжение Нижней Набережной и множество пешеходных переходов, чтобы иркутяне, живущие в том же предместье Марата, могли гулять на «своем» берегу Ангары.

Подцентры же необходимо связать между собой: подразумевается использование скоростного общественного транспорта, который будет передвигаться, как мы уже упоминали выше, по специально выделенным улицам, чтобы сократить время нахождения в пути.

 

Мнение

Игорь Козак, председатель Иркутского отделения Союза архитекторов России

Игорь Козак, председатель Иркутского отделения Союза архитекторов России. Фото из открытых источников.

-- Изменения, вносимые сейчас в генплан Иркутска, по моему мнению, имеют ряд больших плюсов. Во-первых, сформулированы разные варианты развития, найдены новые подходы к общему пространственному развитию Иркутска. Мы увидели город по-новому и облекли это видение в материю, которую можно посмотреть – пока только на картах и проектах, но уже через 12 лет, надеюсь, многое из увиденного нами смогут видеть жители Иркутска, и на реальных улицах. Во-вторых, сложный механизм общественных обсуждений и слушаний дает возможность внести корректировки с учетом мнения жителей. Ведь, повторюсь, мы делаем город для людей, для того, чтобы они могли в нем комфортно жить, работать, отдыхать. Большой цикл обсуждений – хороший опыт для разработчиков. И в-третьих, в этот раз разработчикам дали больше времени на корректировку предложений – три месяца против двух недель при разработке изменений прошлых лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру