Очень глубокая физика: подводный телескоп для ловли нейтрино запустили на Байкале

Он будет ловить нейтрино, поможет в исследованиях акватории, флоры и фауны озера

На Байкале в районе 106 километра Кругобайкальской железной дороги заканчиваются работы по установке глубоководного нейтринного телескопа, самого крупного в северном полушарии.

Он будет ловить нейтрино, поможет в исследованиях акватории, флоры и фауны озера

Акватория озера идеально подходит для «ловли» нейтрино. На торжественный запуск телескопа, который стал одним из ключевых событий года науки и технологий, приехала внушительная делегация, в том числе министр науки и образования РФ Валерий Фальков, представители крупнейших исследовательских институтов, Объединенного института ядерных исследований, Института ядерных исследований РАН, которые уже не первый год активно работают на Байкале. Корреспондент «МК Байкал» побывал на месте и засвидетельствовал процесс установки телескопа.

Нейтрино — это нейтральные частицы, у которых нет заряда, малая масса и скорость, близкая к скорости света. Нейтрино очень слабо взаимодействуют с окружающим веществом. Ученые считают, что эти частицы могут без существенных изменений долетать до Земли из недр рождающихся или умирающих галактик. Соответственно, они содержат информацию о том, что происходило во Вселенной миллионы и даже миллиарды лет назад. Телескоп предназначен для вычисления таких частиц и наблюдения за ними.

– В мире существует всего три таких проекта: Байкал, Средиземное море и Южный полюс. На Южном полюсе бурение дырок, по понятным причинам, достаточно дорогое удовольствие. Даже доставить туда оборудование и людей весьма недешево. В Средиземном море открытая вода, нужен корабль, который может удерживать свое местоположение. У нас на Байкале нужна бензопила и некоторое время, чтобы получить доступ к воде. А если с оборудованием случились неполадки, можно выпилить небольшую майну и запустить водолаза. Он подцепит оборудование, мы его вытащим и в комфортных условиях отремонтируем. Еще один огромный плюс – это доступность железной дороги, а также близость к Иркутску. Коллеги из других точек приезжали, смотрели, как это все делается на Байкале, в течение пары недель. Байкал — это уникальное место для нейтринной астрофизики, – рассказывает Игорь Белолаптиков, исполняющий обязанности начальника экспедиции. Один из основных решающих моментов – особые физические характеристики байкальского льда.

Игорь Белолаптиков.
Министр Фальков режет байкальский лед.

С запуском телескопа на Байкале решается крупная задача создания в Северном полушарии чувствительного детектора, сравнимого с американским, который ловит нейтрино на полюсе. Ожидается, что наш телескоп вскоре превзойдет американский. Но дело не в соперничестве, а в том, что все телескопы формируют общую мировую нейтринную сеть, необходимую для изучения загадок Вселенной. Это позволит вести поиск источников нейтрино на всей небесной сфере.

В вольном изложении профана процесс выглядит примерно так. «Глаза» телескопа регистрируют свет: нейтрино не заряжено, взаимодействует с водой, и появляется пучок частиц, которые испускают свет, так называемое излучение Черенкова. Этот свет «ловят», измеряют его интенсивность, время его прихода – и по этой информации восстанавливают путь частицы: откуда прилетела, какой энергией была. «И потом начинается высокая физика», – так это прозвучало из уст ученого.

Оборудование полностью безопасно для озера Байкал и его обитателей. Электропитание идет из Слюдянки, для резервного питания установлен еще и дизель.

– Все наши кабели, по которым передаются данные, проходят по дну озера. Сейчас под водой установлено восемь кластеров, в каждом по восемь гирлянд, на каждой гирлянде 36 шаров оптических модулей. Каждый кластер потребляет 4 кВт, по мощности это примерно как 2 электрических чайника, совсем немного.

О масштабе и стоимости проекта даже неловко спрашивать – очевидно, что это огромные ресурсы.

– Проект стоит примерно 2,5 миллиарда рублей. Срок службы оборудования – от 30 до 50 лет. Сейчас в экспедиции работает около 60 человек, а в коллаборации – около 90 человек, участвуют институты России, а также Польши, Словакии, Германии, Чехии. Франция и Казахстан планируют подключиться. Данные, полученные с датчиков, доступны всем участникам, – говорит Максим Либанов, директор Института ядерных исследований РАН.

Максим Либанов.

На льду работает много молодых специалистов, именно им отдается сейчас предпочтение. Опытные наставники передают свой опыт, ведь проект рассчитан как минимум на 50 лет.

– Здесь, на Байкале, в уникальном месте, развивается наука мирового уровня – наши лучшие научные институты, университеты, в том числе региональные, объединили усилия в проекте «Байкальский глубоководный нейтринный телескоп». Наука – один из драйверов развития территорий.

Проблема многих регионов в том, что молодежь выбирает в качестве места жительства крупные агломерации, города, столичные университеты. Для того, чтобы у молодых людей был стимул развиваться на родине, необходимы такие проекты, какой мы сегодня запускаем в Иркутской области, – отметил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Глубоководные телескопы помогут также иркутским ученым в исследованиях акватории, флоры и фауны озера. И даже в наблюдении за землетрясениями, которые в последнее время участились в нашем регионе.

Фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру