– Как вы оцениваете результаты выборов в думу Иркутска и что интересного в этом процессе увидели? Оправдались ли ваши предположения?
– Особых неожиданностей на этих выборах не было. Особенность их заключалась в том, что Иркутск был сепарирован в отдельную строку и губернатором, и политическим блоком губернатора, что дало Иркутску возможность самостоятельно заниматься этим процессом. Это означало только одно: все политическое администрирование в Иркутске было в надежных руках, было осуществлено достойно и основательно. Каких-то эксцессов, которые вызвали бы сомнения относительно законности и легитимности, не случилось.
– Обсуждается вопрос низкой явки в Иркутске. Что думаете по этому поводу?
– Явка в областном центре на этих выборах почему-то стала предметом некоей дискуссии, за которой и я внимательно слежу. Во-первых, напомню, что на данном уровне выборов Иркутск высокие показатели никогда и не демонстрировал. В 2019 году произошел всплеск активности в момент голосования, но это было вызвано не качественной работой агитационных сетей, а внутриэлитными войнами. В текущем моменте в городе все спокойно.
Во-вторых, совсем недавно прошли выборы президента, а в 2025 году пройдут губернаторские выборы. Избирательные циклы в нашей области настолько частые, что избиратели на муниципальном уровне дают себе возможность как-то расслабиться. В -третьих, не стоит забывать, что федеральный законодатель не считает правильным вводить барьер по явке в муниципальных кампаниях. Поэтому я считаю, что любые разговоры о снижении легитимности – это разговоры в пользу бедных.
Кстати, надо сказать, что пассивные избиратели, не принявшие участие в этих выборах в Иркутске, будут первыми предъявлять избранным депутатам требования по защите своих прав – это политический парадокс, обозначивший разрыв в сознании горожан. Но я думаю, что новый депутатский корпус будет работать для всех горожан без дифференциации по принципу «свой – чужой».
– Обновление думы в этот раз невелико. Чего ждать от такого состава?
– Состав думы обновился на 35 %, 12 человек сегодня – это новички в думе, костяк остался. Мы помним о том, что Руслан Болотов говорил в конце 7-го созыва о том, что хотел бы увидеть снова этот состав в 8-м созыве. Практически его пожелание исполнилось. Стабильность в составе думы – это признак мастерства, и я считаю, что есть некая адекватность между депутатским корпусом и избирателями. Преемственность сохранена, баланс отношений «мэр – дума» сохранен. Окончательно исчезла нервозность прежнего времени, когда были напряженные отношения между депутатами и администрацией города. Это очень позитивный момент, это пойдет на благо городу и иркутянам, позволит начатые в 7-м созыве проекты продолжить в 8-м созыве.
– Неужели ничего неожиданного для вас не было на этих выборах?
– Одна неожиданность все-таки для меня лично есть. Это очень малобюджетная кампания Михаила Кудрявцева, которая показала, что победа зависит не от количества средств, а от личностных качеств кандидата и от качества агитационной, разъяснительной работы в ходе кампании. Михаил Кудрявцев много работал по организации гуманитарной помощи Луганску и Донецку. Это молодой парень, которого называют «дядя Миша». В этом возрасте получить такое имя – дорогого стоит, это не просто так.
– Какие первоочередные задачи стоят сейчас перед новым созывом думы?
– Близок конец года, и думе надо форсировать формирование бюджета. Во-первых, очень важно провести ревизию всех программ, в которых участвует город, во-вторых, я думаю, что губернатор встретится с новой думой. Это важно, потому что эти муниципальные выборы начинают новый политический сезон – выборы губернатора в 2025 году и выборы в Госдуму в 2026 году.
Я думаю, что Игорю Ивановичу Кобзеву надо обдумать взаимодействие с Иркутском в целом, а также подумать и о наполнении бюджета Иркутска. Большая часть его избирателей – 600 тыс. человек проживают в областном центре, поэтому губернатору надо сделать акцент по формированию бюджета областного центра. Должна быть продолжена практика наполнения финансами функции Иркутска именно как областного центра, поскольку я, как автор закона, которому уже 30 лет, заинтересован в том, чтобы по-прежнему эти средства Иркутск получал из бюджета области. Деньги Иркутску очень нужны.
Кроме работы над бюджетом в ближайшее время думе предстоит избрать спикера. С моей точки зрения, при этом раскладе, который мы сегодня имеем, лидерство Евгения Стекачева очевидно, я думаю, что депутаты пролонгируют его статус. Он смог за эти годы показать себя хорошим организатором, он умеет балансировать отношения с мэром, с аппаратом администрации, с аппаратом думы. Мне нравится, как он работает, и я буду его всячески поддерживать. Если он, конечно, захочет занять эту позицию.
– О проигравших что скажете?
– Да, надо сказать о тех, кто остался за бортом. Полное фиаско потерпела – и не случайно – КПРФ. Я думаю, что Сергей Левченко не обладает необходимым ресурсом для того, чтобы проводить избирательные кампании на должном уровне, как было в прошлые годы. Когда ты имеешь ресурс в силу занимаемой должности губернатора Иркутской области, весь административный ресурс автоматически у тебя в руках. А когда ты уходишь с должности, этот ресурс автоматически уходит – и ты остаешься с пустыми руками, остаешься тем, кто ты есть на самом деле. И вот эта проверка происходит раз за разом: в прошлом году на выборах депутатов Законодательного Собрания и сейчас – особенно. В Иркутске все представители КПРФ потерпели фиаско. Можно сказать, что все они были в числителе, а знаменателя общего у них не было. Они не удивили свежими идеями и подходами, некоторые, даже имея финансовые ресурсы, никого не смогли убедить.
«Новые люди», к сожалению, тоже остались за бортом. Им надо сделать работу над ошибками, чего-то им не хватает.
Что касается Красноштановых: они получили четыре голоса – это ничего, практически ноль, и в политическом смысле этот «клан» бесперспективен, у них все плохо. Более того, группа компаний Красноштановых нанесла и области, и городу серьезный финансовый ущерб. Поэтому я могу предположить, что в ближайшие пару лет им будет очень сложно, к ним будут очень суровы, они утратят также и позицию в Госдуме.
– В прошлый раз мы с вами обсуждали большую тему – расширение границ Иркутска, и сегодня это серьезный вопрос.
– У нас возникла стихийная ситуация. И мы уже должны констатировать: в Иркутской области есть два Иркутска. Иркутяне живут на Байкальском тракте, а также на Голоустненском, Александровском, Шелеховском. Мы видим, что возникли фактически городские районы. Как это получилось? Застройщики предложили бюджетный вариант компактных квартир для детей иркутян, и родители-иркутяне купили там квартиры. Возьмите Маркова – там уже за 30 тыс. населения, это большой микрорайон. При этом в Иркутском районе есть проблема с энергообеспечением 4 тыс. индивидуальных домов. Присоединение этих домов к сетям представляет огромную правовую, человеческую, финансовую и техническую проблему. Наверное, этого бы не произошло, если б территории были городскими микрорайонами. Тогда бы они обеспечивались всеми видами ресурсов.
Появился «Другой Иркутск», поэтому, конечно, надо вернуться к идее Большого Иркутска, изменить границы областного центра. Город активно развивается, и поэтому ему не хватает земли для застройки. С правовой точки зрения это возможно сделать, это несложно. Юридико-технических проблем я не вижу, нужна лишь политическая воля, тем более сейчас идет муниципальная реформа.
Иркутску это даст жизненное пространство, району даст новые рабочие места, новые связи, рынки сбыта сельхозпродукции и многое другое. А людям – простоту в решении своих социальных вопросов. Это позволит вынести крупные проекты, такие как, например, областная детская больница, микрорайон Солнечный. Также и другие большие областные социальные проекты – концертный зал, театральные площадки и т. д. С точки зрения доступности это 15–20 минут. Поэтому, с моей точки зрения, надо корректировать генеральный план развития Иркутска. Это связано и со строительством нового теплового луча. Для новой думы восьмого созыва это большой пласт работы и главный. Дума может найти гармонию отношений с Иркутским районом. Задача глобальная и важная. Люди, конечно, скажут спасибо за решение этого вопроса.
– Считаете ли вы, что второй сезон думы с нормальным форматом взаимодействия с исполнительной властью – это уже новый шаг в развитии Иркутска?
– Важно, в значительной степени эти отношения были детерминированы сложностью отношений с областной властью. Заметьте, что сегодня гармонизированы отношения по линии губернатор – мэр, что немаловажно. Город теперь не является местом для политических ристалищ, и губернатор тоже не чувствует, что в городе его кто-то «подпирает». Нашлись правильные подходы и принципы взаимоотношений. И это, безусловно, сказалось и на горизонтальном уровне отношений думы – мэра – администрации. Поэтому этим надо очень дорожить. В прошлые годы было все по-другому, я много раз видел, что гармонизировать отношения по линии город – область не получалось. Это был тренд, как будто была некая закономерность, как будто все время кто-то пробовал перо в этом направлении. Но сейчас все успокоилось в этой части. Нет конкуренции, и есть взаимопонимание.
– Политическое перетягивание каната заставляло иркутян в этом участвовать. Иркутск приобретал образ неустойчивого политического субъекта.
– Верно, так и было. В эту воронку втягивались все: и СМИ, и горожане, и муниципальная элита – люди же очень чувствительны к несправедливости. Поэтому, конечно, интересы города приходилось защищать. Я считаю, что энергия тратилась не на конструктив и развитие, а в другое болезненное русло. Теперь в этом смысле все ровнее. Поэтому процесс нормализации политической жизни в Иркутске продолжается. И да, это очень важная и позитивная тенденция в жизни Иркутска.
Справка «МК Байкал»
19 сентября состоится первое заседание думы Иркутска восьмого созыва. На заседании будут сформированы рабочие органы думы, решены организационные и кадровые вопросы.