«Универсальное модельное решение»: для решения важнейших проблем региону нужна систематизация

Спикер ЗС Александр Ведерников предложил системно подойти к проблемам модульного строительства и мусорной реформы

Две важные темы, которые часто поднимаются во время депутатских поездок на территории региона, обсудили в Законодательном Собрании Иркутской области на Совете по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований: во-первых, опыт и возможности по строительству объектов модульного типа социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, во-вторых, результаты и проблемы мусорной реформы.

Спикер ЗС Александр Ведерников предложил системно подойти к проблемам модульного строительства и мусорной реформы
Спикер Александр Ведерников и депутаты проинспектировали социальные объекты Иркутского района. Фото: Любовь Орлова

Модули бывают разные

– Были в Иркутском районе, смотрели школы. До этого смотрели образовательные учреждения в Черемховском и Куйтунском районах. Не только там, но и в других территориях имеются учреждения, где нет отдельного (или вообще нет) пищеблока, нет гаражей для школьных автобусов, нет спортзала. Тема острая, касается не только школ, но и библиотек, домов культуры, общепоселковых ФОКов, котельных, домов правосудия для мировой юстиции в райцентрах, – аттестовал проблему спикер ЗС Александр Ведерников.

Одним из наиболее оптимальных вариантов решения может стать модульное строительство. Его преимущества очевидны – высокая скорость и качество работ, низкие трудозатраты и снижение расходов местных бюджетов, в том числе на подготовку проектной документации. В регионе есть отработанная практика по строительству модульных фельдшерско-акушерских пунктов. По инициативе региональных властей также строятся модульные пищеблоки. Министр строительства региона Александр Галкин уточнил, что модульные объекты делятся на два типа: капитальные, для которых обязательны разработка проектной документации и прохождение экспертизы, и некапитальные – но они не считаются объектами недвижимости, а юридически представляют собой особо ценное движимое имущество.

Типовое модульное здание ФАПа. Фото: baikal24.ru

Некапитальные реализуются профильными министерствами. И самый большой опыт реализации таких проектов у минздрава. По словам замминистра Галины Синьковой, работа идет с 2019 года: были разработаны типовые технические задания, построено 140 ФАПов и 16 врачебных амбулаторий, начали возводить и модульные морги, два из которых уже работают. Эффективность такого строительства высока. У минобразования Иркутской области сложилась практика приобретения модуль-блоков с оборудованием «кухня-столовая» для школ. Это то, что финансируется путем предоставления муниципальным образованиям субсидий. Муниципалитеты либо ставят вагончик на 6–8 посадочных мест и совсем небольшой однокомнатный пищеблок – в случае малокомплектных или маленьких начальных школ, либо, если школа крупная – сооружение на бетонной подушке, на которую садится каркас. Министр образования региона Максим Парфенов говорит, что практика есть только по устройству модульных пищеблоков. Но есть возможность возводить и модульные школы. В Большом Голоустном такая школа была построена на спонсорские деньги – и это строительство показало, какие существуют подводные камни. Сегодня строится школа в поселке Алыгджер, который пострадал от наводнения, – и она столкнется, по словам министра, с непростой ситуацией в лицензировании: нужно иметь в оперативном управлении земельный участок и здание-сооружение, коим особо ценное движимое имущество не является, нет связки с землей через фундамент. Над устранением подводных камней власти работают.

Модульная школа в Большом Голоустном. Фото: 38news.ru

Кроме того, строятся модульные котельные по линии минЖКХ – в Братском, Заларинском, Киренском и Тайшетском районах. Для культуры и спорта модельные сооружения пока не строятся. Хотя вполне могли бы.

Типовые решения решают всё

– Сегодня нужно расширять перечень объектов и создавать варианты типовых решений проектов, которые уже прошли бы экспертизу и находились в альбоме органов исполнительной власти региона, – считает спикер ЗС Александр Ведерников. – Нужна программа по комплексному модульному строительству, которая предполагает типовые решения, из которых муниципалитеты могли бы выбрать подходящий, уже единожды прошедший экспертизу, и лишь адаптировать его к местности и потребностям.

– Мы в правительство с этим обращались. Нам приходят ответы: зачем, ну все же есть? Но речь идет о более комплексном подходе на уровне правительства региона. Давайте отработаем опыт других регионов, ну понятно же, что будущее – это модульные конструкции. Конечно, не надо отказываться от капитальных, но быстровозводимых зданий. Но следует учитывать, что 15 лет было много объектов, которые получили экспертизу (было затрачено около полумиллиарда рублей), но так и не увидели свет, потому что поменялись СНиПы и правила, – аргументирует точку зрения депутатского сообщества спикер.

По большому счету все проблемы, которые возникают, возникают как раз из-за отсутствия систематического подхода и централизованной политики в отношении модульных конструкций. Как пример Александр Ведерников приводит ситуацию со школьными котельными – чтобы модернизировать в школе котельную, нужно обращаться в минЖКХ наряду с другими проектами.

– А состязательность в рейтинге для таких маленьких, индивидуальных котельных невыносима. Должна быть отдельная программа для модернизации школьных и детсадовских котельных. Это будущая экономия. А мэры бьются в одиночестве то с надзорными и федеральными органами, то с министерствами…

Мусорная реформа: не успеваем?

Еще один жгучий вопрос всех без исключения территорий и муниципалитетов региона – обращение с твердыми бытовыми отходами.

– Поступают обращения от муниципальных образований. Волнуют отсутствие собственных средств для строительства контейнерных площадок и приобретение контейнеров, недовольство жителей расположением площадок вблизи домов либо очень далеко от домов. В частном секторе люди просят сделать попакетный сбор. Есть проблема с вывозом мусора из отдаленных территорий. Все испытывают трудности в обращении с ТКО. А между тем в рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить захоронение мусора. Надо активизироваться для перехода к перерабатывающей модели обращения с мусором. Но в нашей области объекты, предназначенные для переработки, утилизации и сортировки, единичны, – обозначил проблему спикер ЗС.

По словам главы минприроды Светланы Трофимовой, в регионе уже более 23 тысяч контейнерных площадок и более 93 тысяч контейнеров. Потребность в контейнерах – 4700 штук, и она, уверяет министр, будет закрыта в 2025 году. На территории региона действуют 18 полигонов и еще два в стадии оформления. Кроме того, заработали объект обезвреживания, три объекта временного накопления отходов – это старые несанкционированные свалки, которые можно использовать еще до 2026 года. Мусоросортировочными станциями свалки не оснащены.

– Но действующая структура не позволяет выполнить те показатели, которые установил президент: все субъекты к 2030 году должны все отходы сортировать и вдвое уменьшить их размещение на полигонах, – рассказала Светлана Трофимова.

Сегодня регион кластерно подходит к организации полигонов – один объект на несколько МО. Регоператоры тоже создают свои объекты по обращению с ТКО. В прошлом году заработала первая мусоросортировочная станция, организованная регоператором зоны «Север» в Братске. Первый объект обезвреживания заработал в Киренском районе в прошлом году.

– В этом году мы предоставили муниципалитетам новую форму поддержки – на создание объектов обезвреживания: есть северные территории, где мало народу и недостаточно свободных земель. Первую субсидию получили Тайшет, Чуна, получат Киренск и Катанга и в 2025 году – Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы, – сообщила глава минприроды.

7 марта в регионе подписали первое соглашение с инвестором о создании объекта обращения ТКО в Ангарске – существующий полигон будет дооснащаться мусоросортировочным комплексом и объектом утилизации – никакого сжигания не будет, выбран метод создания биокомпоста. Идет проектирование, в 2025 году ожидается ввод.

Управляющий партнер РТ-НЭО Артем Мищенко сообщил, что вывоз мусора полностью мониторится, известно, сколько забрал каждый мусоровоз, какой вес он довез. Запущена карта мониторинга контейнерных площадок – каждый гражданин может посмотреть историю вывоза за 7 дней. Жалобы от населения, конечно, поступают.

– Лидер по жалобам – Черемхово, но там основная причина – пакетный вывоз. Удаленные территории жалуются, а там проблема с транспортной доступностью. Есть жалобы на доступ к контейнерным площадкам и на оплату – те, кто никогда не платил за вывоз мусора, начали получать счета. Кстати, сегодня около 300 мелких населенных пунктов еще не охвачено услугой вывоза мусора. Они будут прикреплены, но каждый раз, когда прикрепляют новые пункты, увеличивается и среднее плечо транспортирования – это факт, влияющий на увеличение тарифа.

По словам Мищенко, работу осложняет то, что муниципальные образования не ведут реестры мест накопления отходов, к которым должны быть привязаны места образования отходов и сведения об образователях. То есть контейнерные площадки, которые не привязаны к домам.

Аудиторы: население не в курсе

– Ряд замечаний мы высказали минприроды. Региональная программа формальная, планы, которые там отмечены, не реализуются и зачастую невозможны к реализации. Территориальная схема обращения с отходами сегодня неактуальна, – высказалась Лариса Мулярова, аудитор КСП.

Например, закупили муниципалитеты контейнеры для раздельного сбора мусора, но они стоят, условно говоря, на складах. Причины понятны – программа только запускается, такие контейнеры пока не обслуживаются.

В муниципалитетах отсутствует информирование потребителя о собственниках контейнерных площадок, о графиках вывоза. Экологическое воспитание практически на нуле. Люди не в курсе, куда сдавать пластик, стеклянную тару и другое вторсырье – не знают о предприятиях переработки, хотя они есть. И регоператоры включаются в этот процесс. Так, оператор зоны «Север» установил сетки для приема пластика.

– Такие предприятия надо поддерживать – а те механизмы, которые предлагает минэкономразвития региона сегодня, для них неприемлемы, не подходят. Им нужна прямая господдержка – на приобретение оборудования, модернизацию, автотранспорт и пр. Это были бы небольшие вливания, но большой эффект. А муниципалитеты должны активизировать свою деятельность по переработке вторсырья с организациями, которые работают на территориях. Это те рычаги, которые можем использовать, уже существующие, – говорит Лариса Мулярова.

Что делать с крупным мусором?

Большой проблемой в регионе стал сельскохозяйственный, крупногабаритный и строительный мусор. Представитель Осинского района пожаловался, что отсутствуют контейнеры для сбора крупногабаритного мусора, полигон закрыт, люди вывозят мусор на земли сельхозназначения и лесного фонда.

Председатель профильного комитета ЗС Николай Труфанов выразил мнение комитета: мэрам нужно организовать временные площадки по сбору мусора, хотя бы по одной площадке на район, в основном в сельских территориях: для сельхозотходов, негабаритного мусора, строительных отходов. А для этого необходимо провести работу по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Тема эта на контроле депутатского корпуса. Совместно ЗС и муниципалы пытаются найти компромиссное решение.  

Но и, самое главное, нужна переработка, которая решит проблему, – из строительного мусора можно получить новые строительные материалы. В 2025–2027 годах регоператоры должны выйти на полную обработку отходов и обеспечить места складирования. А Артем Мищенко подтвердил, что создание для граждан удобной инфраструктуры – единственный способ сделать так, чтобы было чисто.

– Переработку запускаем в Байкальске и в Иркутске. Получится – будем масштабировать, не получится – будем искать другой подход.

Александр Ведерников призвал «актуализировать тему строительного мусора», обратить внимание на изменение соответствующих нормативных и подзаконных актов по мусорной реформе в регионе.

– Тема очень многогранна и сложна. Поэтому нужно все систематизировать, нужны модельные нормативные акты, чтобы в итоге мы получили универсальное модельное решение для муниципальных образований. Нужно в ближайшее время рассмотреть возможность создания рабочей группы, собрать все предложения и, согласовав, набросать дорожную карту крупными мазками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру