Кем считают Навального в Иркутске

Если у людей есть вопросы к власти, их надо решать

Основной ньюсмейкер политической повестки, оппозиционер Алексей Навальный получил реальное лишение свободы на 3,5 года. Акции протеста и митинги в поддержку Навального обещают продолжать. Участники уже две недели требуют освободить своего кумира как политзаключенного. Кипят ли страсти в Иркутске?

Если у людей есть вопросы к власти, их надо решать
Фото: Кирилл Шипицин.

Что думают иркутяне? Мы спросили тех, кто так или иначе принимает или принимал участие в политике, был во власти.

Хоровод предупрежденных

Несанкционированные, а следовательно – незаконные митинги проходят в основном в выходные. В Иркутске акции проводили 23 и 31 января. В первый раз вышло около 2-2,5 тысячи человек, в этот день полиция вела себя крайне корректно, уже самой своей корректностью анонсируя, что в следующий раз все будет по-взрослому. Сотрудники ГИБДД перекрывали движение, чтобы митингующие без препятствий перешли дорогу, двигаясь к зданию регионального правительства. Полицейские мирно ходили вокруг, никого не задержали, ни с кем не поссорились. В соцсетях шутили: как будто охраняли митингующих.

Основные активисты, в том числе глава штаба в Иркутске Сергей Беспалов, были задержаны за день до акции. «Революционную лодку» раскачивать было особенно некому, и митинг скорее напоминал народные гуляния… В соцсети TikTok детей звали на улицы, обещая занимательное «мочилово». «Мочилова», к счастью, не случилось… Омбудсмен Иркутской области Светлана Семенова сообщила, что в акции 23 января участвовало около 40 несовершеннолетних.

Поскольку Навального после первой акции протеста никто не отпустил, в соцсетях заговорили о том, что протест не окончен. Митинг назначили на 31 января. Полиция предупредила, что за призыв к участию в незаконных митингах, равно как и за само участие, можно попасть под административную ответственность. Некоторые не вняли, хотя народу было значительно меньше. До здания правительства дошли 200-300 человек, которые устроили на площади перед оцепленным зданием хоровод.

Фото: Кирилл Шипицин.

Полиция вела себя более жестко. В отделы доставили около 100 человек, пятеро из них – несовершеннолетние, в отношении которых были составлены административные протоколы.

Фото: Кирилл Шипицин.

– В принципе, действия властей понятны, – говорит депутат думы Иркутска Сергей Юдин. – У нас в законе определено, что гражданин имеет право на митинги, но при этом также указано, что этот митинг должен быть согласован с властями. Акции в конце января согласованы не были, поэтому участников и привлекли к административной ответственности. Нужно жить по закону – иначе мы будем жить в бардаке.

– Что касается митингов в Иркутске – любое несанкционированное мероприятие, связанное с повышенной общественной опасностью, нельзя оценивать положительно, – говорит депутат Госдумы Александр Якубовский. – Реакция на первый митинг со стороны руководства области и правоохранительных органов была очень лояльной. И ни к чему хорошему, кроме некоего вандализма, это не привело. Поэтому к следующему мероприятию – 31 января – подготовились. Митинг этот также был несанкционированным. Люди, которые шли на него, свой выбор сделали заранее. Правоохранители, задача которых – охранять общественный порядок, действовали в рамках закона.

– Мы живем в правовом государстве и должны соблюдать законы, – считает заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области Виктор Спирин (он когда-то был первым секретарем Иркутского обкома КПСС). – Если у людей накопились вопросы к власти – их всегда можно проговорить, а не устраивать беспорядки. К сожалению, у нас есть люди, которые видят, что в обществе есть недовольство – и собирают под это недовольство акции. Толпа собирается на митинг и орет – без понимания ситуации в целом. Это крайне негативный подход при любой проблеме, который ни к чему хорошему обычно не приводит.

Посадить нельзя отпустить

Главный вопрос, вокруг которого в иркутских соцсетях и на иркутских кухнях бушуют споры – кто такой вышеупомянутый «политзаключенный», борец с коррупцией или мошенник?

Ранее Алексей Навальный был обычным бизнесменом. В 2009 году он, тогда советник губернатора Кировской области Никиты Белых, и его знакомый Петр Офицеров стали фигурантами уголовного дела о хищении в государственном предприятии «Кировлес». Следствие доказало, что Офицеров и Навальный создали компанию-«прокладку» между «Кировлесом» и получателями продукции предприятия, закупали у госпредприятия продукцию по заниженной цене и продавали по рыночной, причинив таким образом ущерб в 16 миллионов рублей. Алексей Навальный был признан организатором преступления. Следствие длилось почти четыре года, и 18 июля 2013 года Ленинский районный суд Кирова приговорил Алексея Навального к 5 годам лишения свободы. 16 октября 2013 года Кировский областной суд заменил лишение свободы на условный срок. 8 февраля 2017 года Ленинский районный суд Кирова подтвердил приговор: 5 лет заключения условно и 1,5 года испытательного срока.

Второе уголовное дело в отношении Алексея Навального называют просто «делом Ив Роше». Согласно материалам следствия, весной 2008 года брат Алексея Навального Олег, будучи главой департамента ФГУП «Почта России», убедил представителей «Ив Роше» заключить договор на грузовые перевозки с подконтрольным Навальному предприятием «Главное подписное агентство». Таким образом, братья Навальные украли у «Ив Роше Восток» 26 миллионов рублей, а у «Многопрофильной процессинговой компании», которая также была признана потерпевшей по делу – 3,8 миллиона рублей. Большую часть средств они легализовали, еще часть потратили на «отмывание». 30 декабря 2014 года Замоскворецкий суд Москвы вынес обвинительный приговор: Алексей Навальный был приговорен к 3,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком в 5 лет. При этом у него уже был условный срок по делу «Кировлеса», и, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, судья должен был учитывать его при вынесении приговора, частично или полностью присоединив его к новому сроку. Обычно при наличии у обвиняемых условной судимости суд приговаривает их к реальному лишению свободы. Однако господин Алексей Навальный остался на свободе – с рядом ограничений, но не за колючей проволокой. Он мог ходить по улицам, отдыхать, работать – и снимать свои разоблачительные фильмы.

Алексей Навальный подавал несколько апелляций на свои приговоры и даже дошел до Европейского суда по правам человека. ЕСПЧ при этом приговор незаконным не признал и об отмене приговора Навальному предписания не выдавал. Решение ЕСПЧ вообще не содержит никаких выводов о политической мотивации или предвзятости уголовного дела: суд пришел лишь к выводу о том, что действия обвиняемых могли быть как преступлением, так и обычной коммерческой деятельностью. Интерпретация этих действий была возложена на российское правосудие. А Верховный суд РФ в 2018 году не нашел оснований для отмены или пересмотра приговора.

В 2020 году Алексей Навальный находился на испытательном сроке в связи с условным осуждением. ФСИН указала, что Навальный допустил более 50 нарушений норм испытательного срока и условного осуждения. Поэтому ему и заменили условный срок на реальный, отправив в колонию на оставшиеся 3,5 года. Чем нарушающий правила поведения условно осужденный Алексей Навальный лучше такого же бизнесмена Василия Иванова, которого отправят в колонию, если он не явится во ФСИН несколько раз?

Приговор Навальному, подразумевающий замену условного наказания на реальное, вызвал бурное негодование «западных партнеров», которые, кстати, не постеснялись упечь своего оппозиционера, Ассанжа. Навальный – это единственный человек в России, у которого было два условных срока. При этом, вынося второй приговор, суд в колонию его не направил. А почему?..

– Приговор Навальному вынесен в рамках закона, – говорит депутат ГД РФ Александр Якубовский. – Самое главное, что, несмотря на давление со стороны зарубежных государств, несмотря на митинги, где прикрывались детьми, у власти хватило мужества спокойно, без эмоций, согласно действующему законодательству привлечь виновного к ответственности. Оппозиция любит говорить, что «берлинского пациента» привлекли к ответственности за нарушения, которые он допустил, находясь на лечении в Германии. Но почему-то – на самом деле, конечно, понятно, почему – они упускают то, что этих нарушений у Навального было свыше 50. И речь не только о том времени, когда он находился в Германии. Большинство из них были допущены задолго до того, как он оказался там на лечении. Мое мнение однозначно: если человек системно нарушает закон, он должен нести за это ответственность.

– Я считаю, что Навальный просто разваливает страну, – говорит заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области Виктор Михайлович Спирин. – Он призывает обрушить на нас западные санкции – лишь бы подорвать экономику. Он несет ложь, а молодежь, в силу возраста, не воспринимает его критически и верит. Я считаю, что людям нужно сказать правду про него, а также разъяснить, куда толкает страну вот этот человек. К тому же он – уголовник, совершивший мошенничество. Обманщик – как такому верить? Сейчас его наконец-то отправляют в колонию – абсолютно заслуженно. Нарушил Уголовный кодекс – отвечай. Не надо прятаться за политику.

– Я не считаю Алексея Навального политиком, – говорит депутат думы Иркутска Сергей Юдин. – Я вообще его не воспринимаю как политика. Но считаю так: если человек нарушил закон, не важно – Иванов или Навальный – он должен отвечать.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру