ФАС поставила жирную точку в деле иркутского аэропорта

Договор на строительство аэровокзала обязали расторгнуть

17 сентября стало известно, что Федеральная антимонопольная служба предписала расторгнуть договор на строительство нового аэровокзала в аэропорту Иркутска.

Договор на строительство аэровокзала обязали расторгнуть

Договор, преданный анафеме, был подписан властями региона и компанией ООО «Терминал Иркутск». Соглашение, по мнению ФАС, привело к ограничению «доступа на рынок выполнения работ по реализации инвестиционного проекта строительства нового аэровокзального комплекса на территории международного аэропорта». За этой сложной формулировкой стоит простая и неприятная правда: сегодня регион расплачивается за действия администрации губернатора Левченко, предпочитающего кулуарно решать важнейшие вопросы, вместо того чтобы на честных, законодательно обусловленных основаниях выбрать подрядчика. Это решение ФАС стало жирной точкой, которая окончательно засвидетельствовала неспособность областных властей справиться с таким крупнейшим и важнейшим проектом, как модернизация аэропорта.

Большие претензии и маленькие надежды

В Стратегии развития Иркутской области сказано, что к 2030 году годовой туристический поток в Иркутскую область должен возрасти до 5 миллионов человек. Это смелое теоретическое заявление правительства региона, которое и разрабатывало стратегию, вполне согласуется, например, с убеждением президента страны Владимира Путина, который в феврале этого года в ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Все планы строительства и модернизации автомобильных дорог, морских портов, авиасообщения, систем связи нужно нацелить на развитие регионов. В том числе на повышение их туристической привлекательности».

Однако может ли Иркутская область всерьез претендовать на какую-либо привлекательность, если ее главный транспортный узел – аэропорт – переживает странные и далеко не лучшие времена? О том, что возможность строительства нового аэропорта регион потерял из-за бездействия властей, уже много сказано: не был даже выбран участок для строительства, и Федерация исключила иркутский аэропорт из программы развития аэроузлов страны.

Но и вокруг старого аэропорта как петля затянулся узел интриг. Аэропорт не развивается, проживая ресурс, заложенный его прежним руководством. Уже 10 лет прошло и с того момента, как здание внутренних авиалиний открылось после глобальной реконструкции. В 2008 году проект «Хрустальные ворота» радовал и гостей города, и самих иркутян. Но сегодня ворота изрядно скрипят – от наплыва пассажиров. Ведь только за год, с 2017 по 2018, поток увеличился на 10%. Тогда, в 2008-м, всем казалось фантастикой, что пропускная способность нового здания – 800 человек в час, что вдвое выше показателей прежнего здания, спроектированного в 70-х годах прошлого века. Сегодня «хвосты» очередей в «хрустальном» здании иркутского аэропорта не умиляют, не удивляют, а страшно раздражают. Ведь чему удивляться, уже десяток лет прошел.

Что до взлетно-посадочной полосы и технического перевооружения аэропорта, то здесь тоже дело швах. На реконструкцию, кстати, нужно 10 миллиардов. Федерация деньги дать не может – область ведь забрала аэропорт в свою собственность. Правительство региона также не может привлечь деньги на основе государственно-частного партнерства. Потянет ли областной бюджет такую модернизацию и перевооружение? Большой вопрос. Поэтому «Международному аэропорту Иркутск» приходится рассчитывать только на свои, кровно заработанные. Их (учитывая даже, что областное правительство всю прибыль оставляет аэропорту) хватило пока лишь на то, чтобы отремонтировать рулежную дорожку и частично реконструировать взлетную полосу. Сейчас аэропорт, как объяснял депутатам Законодательного собрания на недавней сессии министр строительства и транспорта Артур Сулейменов, копит деньги на следующий модернизационный прорыв. Насколько незначительным он будет, можно себе представить, учитывая данные аудиторов Контрольно-счетной палаты: уже в 2011 году состояние аэродромной инфраструктуры оценивалось как сильно дефектное.

Здание международных линий, которое стало объектом последнего скандала с ФАС, и вовсе не дождалось реконструкции. Еще в 2016 году администрация аэропорта заявляла о намерении расширить здание аэровокзала за счет «пристроя на 4 тысячи квадратных метров». Но на недавней сессии Законодательного собрания Иркутской области региональный министр энергетики и транспорта Артур Сулейменов сказал депутатам как отрезал: по строительству и реконструкции международного терминала «пока ничего не планируется». Как же так? Ведь год назад, в августе 2018 года, при участии губернатора Левченко был заложен первый камень нового терминала, который тот же самый Левченко обещал построить к середине 2020 года.

Развитие без развития

Обещания губернатора, оказалось, немного стоят. Правительство региона начиная с 2016 года отчетливо заявляло гражданам, что аэропорт развивается, что мы – в тренде.

Создавалась значительная информационная шумиха, имитирующая какое-то движение к прорыву. В 2016 году Сергей Левченко, образно говоря, махал красными флагами, обещая электорату, что областную народную собственность в руки частного капитала ни за что не отдаст, не за то, мол, боролись: «Это стратегический объект. У тех, кто интересуется этими активами, несколько другой подход к развитию аэропорта – им интересна именно дальнейшая его продажа. Но тогда не будет гарантии развития аэропорта, которое нужно нам». Какое же развитие нужно было «им» – нашему губернатору и тем, кто рядом с ним?

В декабре 2018 года «Международный аэропорт Иркутск», словно в подтверждение шумихи, даже взял третье место в национальной премии «Воздушные ворота России», в своей «весовой категории» – «До 2 млн пассажиров в год» – за работу в 2017 году. Каким образом взял – большой вопрос. Ведь последняя проверка КСП, которая показала всю плачевность ситуации в аэропорту, касалась в том числе и 2017 года: инфраструктура аэропорта была уже лет восемь как сильно изношена, модернизации не проводилось (а ведь модернизации – один из пунктов оценки в этом конкурсе), развивался скандал вокруг невыполнения областью своих обязательств по строительству нового аэропорта.

Кстати, в разгаре был и скандал с частной компанией «Новапорт», которую губернатор объявил единственно возможным партнером-инвестором, согласившимся на выдвинутые регионом условия без передачи авиапорта в собственность компании. Тогда возник вопрос о конкурсных процедурах, заволновались депутаты Законодательного собрания. Фирмы, которые, по факту, не допустили к конкурсу, пожаловались куда следует.

Параллельно развивался скандал и с банкротством губернаторского сына Андрея Левченко. Последний умудрился выплатить налоговой огромный долг, взяв деньги со счетов банка «Солидарность» – в котором в октябре-ноябре 2017 года на депозите были, по какому-то лукавому совпадению, размещены деньги «Международного аэропорта Иркутск» в сумме 300 миллионов рублей. Какое удивительное стечение обстоятельств, не правда ли? Особенно если учесть, что банк «Солидарность» состоит в некоторых отношениях с семьей губернатора. Однопартиец Сергея Левченко, член ЦК КПРФ Вячеслав Арбузов имеет этот банк в активах. А супруга губернатора, бизнесвумен Наталья Левченко уступила свою страховую компанию «Диана» акционерному обществу «Зарубежэнергопроект», генеральным директором которого является Арбузов. С октября прошлого года «Диана» была переименована в АО «Страховая компания «Солидарность».

В таком скандальном ореоле иркутский аэропорт существует по сей день. К череде скандальных происшествий добавилась еще и благотворительная деятельность аэропорта в пользу КПРФ. Контрольно-счетная палата обнародовала результаты проверки этой «благотворительности» и нашла, что 4 млн 600 тысяч рублей аэропорт потратил на поддержку «политических движений, партий, групп и компаний», что не является благотворительной деятельностью. Адресатом получения помощи была КПРФ, обком которой возглавляет Сергей Левченко. В частности, деньги шли на избирательные кампании членов КПРФ через особый фонд, которым заправляет руководитель службы протокола губернатора-коммуниста.

Все это, как нам кажется, свидетельствует о том, какое именно «развитие аэропорта» нужно было областному правительству и Сергею Левченко. Иркутский авиаузел, видимо, стал разменной монетой в политической игре и дойной коровой для вполне определенных целей региональной власти. О его развитии никто не задумывался. Может быть, решили подумать потом, когда решат свои личные и партийные проблемы?

Игнорируем по полной

Об этом, во всяком случае, свидетельствуют документы. Только в рамках Стратегии социально-экономического развития области, представленной в 2019 году, модернизация и строительство нового аэроузла включены в число инвестиционных проектов. При этом государственная программа развития транспортного комплекса Иркутской области на 2014-2020 годы этого пункта не содержит. Так что говорить о будущем аэропорта в принципе трудно.

Пока регион получает «плюхи» за решения, принятые региональным правительством. Новый терминал аэропорта, который стал объектом интереса антимонопольщиков, должен был принимать и обслуживать 3 млн пассажиров. Стоимость его оценивалась в 7 млрд рублей. Однако ФАС устроила проверку и выявила, что выбор инвестора проводился без конкурсных процедур. Правительство Иркутской области пробовало было подать на ФАС в Арбитражный суд – за проверку в связи с проектом развития аэропорта Иркутска. Но ничего из этого не вышло. Один из двух исков, поступивших от регионального правительства, Арбитражный суд Москвы даже не стал рассматривать, отклонив со следующей формулировкой: «Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ ФАС России нарушает его права и законные интересы».

Начальник управления ФАС по борьбе с картелями (а в действиях нарушителей усмотрели признаки картельного сговора – соглашения между конкурентами, участвующими в торгах) озвучил позицию федерального контролера: «Есть указ президента по поводу строительства аэропорта в Иркутске. Еще в 2014 году там четко было написано – строить аэропорт путем проведения государственно-частного партнерства, а государственно-частное партнерство – это торги… Мало того, что губернатор проигнорировал вообще антимонопольное законодательство как таковое, так еще и указ президента, где ему было предписано провести торги, просто проигнорировал».

Во что гражданам обошлось это игнорирование, мы хорошо понимаем: будем толкаться в очередях в иркутском аэропорту. Во что оно обошлось экономике – тоже вполне ясно: развитие промышленности, туризма и прочего без современного аэроузла весьма затруднительно. А вот во что оно обойдется губернатору и правительству? Очень хотелось бы знать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру