Редакции «МК Байкал» из надежного источника стало известно о том, что эксперты составили справку о деятельности губернатора Иркутской области Сергея Левченко и правительства региона в период наводнения, накрывшего регион в конце июня текущего года. Также нам удалось узнать, что Владимир Путин данную справку с вариантами кадровых решений получил, изучил и даже получил подтверждение изложенным в ней фактам во время визита в пострадавшие от паводка районы Иркутской области 19 июля.
Итак, о чем же рассказали президенту про Левченко?
Еще 20 июня МЧС предупредило власти Иркутской области о том, что в регионе выпало слишком много осадков, особенно в истоках рек Уда, Ока, Бирюса и Ия. И о том, что данный погодный катаклизм может привести к росту уровня воды в указанных реках. Предупреждение было проигнорировано. «20 июня 2019 года органами МЧС было объявлено экстренное предупреждение о ливневых дождях и грозах. 24 июня 2019 года было объявлено предупреждение о колебаниях уровня воды в реках и возможном подтоплении. 25 июня 2019 года было объявлено предупреждение о выпадении сильных и очень сильных осадков в ряде территорий области и возможном резком повышении уровня воды», – говорится в справке.
Власти Тулуна понадеялись на дамбу, построенную в 2008 году. Правительство региона в целом на предупреждение МЧС не ответило никак.
А первый звоночек прозвенел уже через три дня, когда из-за резкого подъема уровня воды в реке Уда было решено эвакуировать детский лагерь в трех километрах от Нижнеудинска. Если бы тогда было сделано оповещение населения, люди успели бы уехать и спасти документы, частично – имущество да и здоровье тоже. Такого количества погибших тоже можно было бы избежать. Однако инициировать и проконтролировать такое предупреждение было некому: губернатор Иркутской области несколько дней находился в Москве.
Тем временем Уда и Бирюса принесли все выпавшие в верховьях осадки в Нижнеудинск и Тайшет. МЧС объявило в региональном управлении режим повышенной готовности и создало оперативный штаб. Это было 25 июня. Губернатор Сергей Левченко праздновал день рождения своего начальника по партии Геннадия Зюганова. Новости из региона, где уже топило районы, Сергей Георгиевич, очевидно, не смотрел. Не до того, наверное, было…
А 27-28 июня «бахнуло» в Тулуне. Информация о резком повышении уровня воды в реке Ия появилась в соцсетях, но местные власти призвали население не поддаваться панике и надеяться на дамбу. Мэр Тулуна Юрий Карих лично гулял по дамбе и заявлял, что тут все будет хорошо. Если бы люди вспомнили все деяния своего мэра и не послушались его – многих проблем можно было бы избежать… И опять – правительство Иркутской области хранило странное молчание, несмотря на то, что вода прибывала по 10 сантиметров в два часа. Губернатора в регионе не было.
Вода прорвала дамбу в нескольких местах, несмотря на проведенное укрепление мешками с песком и подсыпку, а также перелилась через нее. И всем напором просто смыла находящиеся под защитой дамбы дома. Вместе с людьми и обезумевшими от страха животными. Картину можете представить себе сами, тем более, что в интернете достаточно роликов по теме.
Что делает нормальный руководитель региона в такой ситуации? Бросает к чертям все московские дела и летит к себе, чтобы руководить спасательной операцией на месте. Все заявления о госсовете у президента и прочих важных вещах – это лирика. Никто не осудил бы губернатора, кинувшегося спасать тонущий регион. Зато люди бы видели: губернатор с ними. Вот только губернатору надо было совсем не это…
В область Сергей Георгиевич вернулся поздним вечером 28 июня, когда стало известно, что на следующий день в Приангарье прибудет президент. Руслан Болотов уже плюнул на все и объявил режим ЧС, уже прошло несколько заседаний КЧС, в тонущий Тулун уже отправились спасатели. И иркутяне в соцсетях задавали главный неудобный вопрос: «А где губернатор?».
«Режим ЧС был введен на региональном уровне в 13.00 27 июня 2019 года, когда уже имело место подтопление в Тайшетском и Тулунском районах», – указывается в документе.
Что было потом, все прекрасно знают. И о гуманитарной помощи, и о волонтерах, и о снятии людей с крыш, и о закрытии федеральной трассы. И о том, что на затопленных территориях Сергей Георгиевич Левченко появился только вечером 29 июня, перед самым прибытием президента. Кстати, наш «народный» очень грустно смотрелся рядом с президентом в своей зеленой форме. Как-то растерянно и заискивающе… Совершенно не так растерянно он разговаривал с пострадавшими людьми и с журналистами.
«Так, на вопрос корреспондента «Новой газеты» «Почему утонули люди?» губернатор ответил, что каждую историю не знает, но вообще они были инвалиды: «Вот человек, у него эпилепсия. Там было воды по пояс, в доме. Вы же не умрете, если будет воды по пояс. А он умер». В социальных сетях размещены обращения, в которых люди жалуются, что губернатор шел на какой-то объект, видел людей и не подходил к ним», – говорится в справке.
А когда вода схлынула, в пострадавшие территории приехали федеральные чиновники. Министр МЧС Евгений Зиничев, министр труда Максим Топилин, вице-премьер Виталий Мутко, полпред Сергей Меняйло и ряд других важных персон. Такое прибытие федералов показывает, что региональные власти, и в первую очередь губернатор Сергей Левченко, не справляются со своими обязанностями. Прямо показывает. Если бы губернатор исполнял свои обязанности перед избравшими его людьми, то федералы просто приехали бы, посмотрели на ситуацию и отправились к себе. А у нас получилось иначе: вся работа координируется исключительно федеральными властями, Мутко и Меняйло – не Левченко! – ездят по территориям и работают с людьми, разъяснения по получению субсидий и дальнейшей деятельности ведут исключительно «федералы». Это, кстати, тоже отражено и в той самой справке, которую подготовили и показали президенту.
«Вместе с тем в настоящее время имеет место игнорирование губернатором и, как следствие, правительством региона, руководителями отдельных муниципальных образований реальных действий по преодолению масштабных последствий паводка», – говорится в документе.
Власти не обеспечили взаимодействие с депутатами ЗС, которые постоянно находятся в затопленных территориях. Сорвана работа по составлению списков пострадавших жителей Иркутской области с утратой жилья. Власти Иркутской области регулярно вводили в заблуждение и население, и федеральные власти о количестве пострадавших от паводка, о числе получивших тот или иной вид компенсаций, о сроках обследования подтопленных территорий. Это отмечали и депутаты Заксобрания Иркутской области, и сами федеральные чиновники.
Власти Приангарья срывают все сроки по разработке программ восстановления жилья и выдачи жилищных сертификатов жителям пострадавших территорий, лишившимся жилища.
«Сложившаяся ситуация формирует социальное напряжение среди жителей пострадавших районов, которое усугубляется заявлениями Левченко С. Г. о том, что жилье будет восстановлено к концу 2020 года. Вместе с тем на сегодняшний день в Иркутской области нет достаточных строительных мощностей для столь масштабного строительства. Кроме того, действующий губернатор не способен мобилизовать строительную отрасль ввиду отсутствия авторитета в ней и рычагов влияния на строителей», – говорится в справке.
Конечно, Сергей Георгиевич уверяет, что на строительных работах по восстановлению жилья будет использована вся мощь компании «Стальконструкция», но это вызывает еще больше вопросов и недоверия у населения, которое отлично знает, что данное предприятие принадлежит родным губернатора и не отличается соблюдением сроков поставок материалов.
Уже после того, как вода схлынула, много стали говорить о причинах наводнения. Кто-то даже заявлял о «взрывах», которые производились в Саянах перед паводком. Однако официально признано, что к наводнению привели обильные осадки и массовая вырубка лесов.
«В период 25-27 июня 2019 года в результате аномальности развития атмосферных процессов на территории Иркутской области выпало рекордное количество осадков, что вместе с поздним снеготаянием в Восточных Саянах привело к подъему уровня воды в реках и паводку в Зиминском, Куйтунском, Нижнеудинском, Тайшетском, Тулунском и Чунском районах Иркутской области. Крупномасштабные вырубки лесов и лесные пожары, отсутствие работ по лесовосстановлению в Иркутской области повлекли утрату водоупорной функции лесов, что также способствовало паводку (в 2016 году губернатор Иркутской области Левченко С. Г. назначил главой агентства лесного хозяйства Иркутской области, позднее – министерства лесного комплекса Иркутской области Шеверду С. В., фигуранта уголовного дела по факту незаконного назначения, согласования и проведения сплошной санитарной рубки в государственном природном заказнике «Туколонь» Казачинско-Ленского района Иркутской области). Паводку мог способствовать срыв планового обследования (изготовления декларации безопасности) защитной дамбы на реке Ия администрацией г. Тулун в 2019 г.», – говорится в предоставленной президенту справке.
Работа властей Иркутской области по ликвидации последствий паводка была очень негативно оценена президентом в ходе визита 19 июля. В отличие от губернатора, который, по словам местных жителей, всячески избегал общения с пострадавшими и появлялся в Тулуне наездами – по крайней мере, видели его очень редко, – Владимир Путин, приехав, сразу пошел в народ. И общался с людьми, слушая об их проблемах, невзгодах и бедах. И за плечом президента стояли помощники, «берущие на карандаш» каждое обращение. И люди знали: тут все будет решено. Что мешало губернатору Левченко до визита Путина сделать то же самое?
Скорее всего, равнодушие. В деятельности Левченко на губернаторском посту четко прослеживается одна линия: когда в регионе проблемы – губернатора на месте нет. За все отдувается Болотов. Потом приезжает Левченко и разносит Болотова за «неправильную» работу. А вот показать, как делать правильно – это не царское дело. После разноса губернатор Левченко немедленно отправляется в очередной вояж «на благо области». Лучше – заграничный. Не зря в регионе его уже прозвали «туристом».
Как показатель народного недоверия губернатору Левченко можно принять тот факт, что жители подтопленных территорий, прощаясь с президентом, просили его не бросать их в этой ситуации. В ответ на это Владимир Путин пообещал еще раз приехать в пострадавшие районы. Помощники «взяли на карандаш». И, в отличие от Сергея Левченко, президент свое обещание выполнит.
А кто будет сопровождать его при следующем визите – неизвестно. Выборность губернатора, как показывает история, индульгенцией не является.
Тем более, что жители Иркутской области о своем выборе уже не раз пожалели…