Иркутский паводок: погодите, не тоните, губернатор прилетит послезавтра

Власти региона не смогли достойным образом выразить свое сочувствие народной беде

Помните, в прошлом году мы все дружно сочувствовали Забайкалью, где затопило несколько населённых пунктов, были разрушены мосты и дороги, люди остались без жилья и продовольствия? И помогали всем миром. А сейчас помощь требуется нам.

Власти региона не смогли достойным образом выразить свое сочувствие народной беде
Фото: rus.delfi.lv

В Иркутской области из-за проливных дождей уровень воды в ряде крупных рек поднялся выше критической отметки, и были затоплены посёлки и города. Если посмотреть в соцсети – картина почти апокалиптическая. Ленты новостей уже неделю напоминают сводки с театра военных действий. Во многих подтопленных населённых пунктах и даже в крупном Нижнеудинске нет электроэнергии, не хватает воды и продуктов. В пятницу, когда разворачивалось стихийное бедствие, губернатор поднимал бокалы за здоровье Геннадия Зюганова.

Геннадий Зюганов: «Многое сейчас зависит от действий власти. Важно, что губернатор С. Г. Левченко находится вместе с народом и с самого начала событий эффективно координирует деятельность по оказанию помощи людям… В этой связи хотел бы обратиться к тем СМИ, которые используют чужое горе для очернения губернатора-коммуниста в угоду его ненавистникам во власти: перестаньте заниматься этим подлым делом!». Фото из соцсетей.

Хроники событий

О том, что в Иркутской области будет наводнение, стало известно ещё 25 июня, когда из-за повышения уровня воды в реке Уда был эвакуирован детский летний оздоровительный лагерь «Заря» в трёх километрах от Нижнеудинска. А 26 июня появились первые сообщения о подтоплениях в Тайшетском и Нижнеудинском районах. Сначала сообщали, что вода понемногу заливает огороды, и люди, надеясь, что «авось пронесёт», покидать свои дома не торопились. Однако к вечеру в Нижнеудинском и Тайшетском районах был объявлен режим ЧС. В соцсетях потом появилось много информации о том, что власти замалчивали опасность ситуации, говорили, что пронесет, ничего страшного не случится.

27 июня большая вода пришла в Тулун, где стал резко расти уровень реки Ия. Начались спасательные операции по эвакуации населения, но люди по-прежнему не верили, что всё будет всерьёз, и большинство отказывалось покидать дома, рассчитывая отсидеться на крышах. В этот же день появились первые видеоролики о том, как реки уносят дома и надворные постройки. Тогда спасатели развернули массовую эвакуацию. Граждане поняли, что стихия разбушевалась не на шутку, и перестали сопротивляться эвакуации – не посопротивляешься, когда увидишь, как мимо плывёт дом и разбивается о мост…

С 27-го же июня режим ЧС был введён на всей территории Иркутской области.

А между тем дожди продолжались – и продолжался рост уровня воды в реках Уда, Бирюса, Ия и Ока. На фоне тулунского бедствия немного подтопленные дома в Зиминском и Куйтунском районах проходили мимо внимания властей и общественности.

Разлившиеся реки затопили не только дороги и мосты. Энергетики, опасаясь больших неприятностей, отключили ряд направлений ЛЭП, и без электроснабжения осталось более 23 тысяч человек. 149 трансформаторных подстанций отключили в целях безопасности. Из-за повреждений пришлось отключить 13 ЛЭП 6-10 кВ. В Тайшетском районе без электроснабжения осталось 13 котельных, в Нижнеудинском — восемь котельных, две канализационно-насосные станции и два водозабора. В Тулунском районе без электричества остались четыре канализационно-насосные станции и два водозабора.

Уровень воды в реке Ия поднялся до 14 метров. Это на три метра выше дамбы, созданной для защиты города от наводнения ещё в 2008 году. Дамбу не размыло – вода перешла через неё. А сейчас, когда уровень Ии начал снижаться, вся вода останется внутри участка, ограниченного дамбой, как в ковше. Придётся ломать сооружение, чтобы окончательно убрать воду.

За неделю под удар стихии попало 53 населённых пункта в пяти районах Иркутской области: Тайшетском, Нижнеудинском, Зиминском, Чунском и Тулунском. Вода затопила 4197 домов, более 4 тысяч приусадебных участков и 41 социально значимый объект. В зоне паводка оказалось более 10,5 тысячи человек, в том числе более 2,3 тысячи детей. Затоплено 27 участков дорог общей протяжённостью 200 километров. Разрушено 9 автомобильных мостов, ещё 6 повреждены.

Фото: iz.ru

Пока нет точных данных о количестве пострадавших, однако известно, что пять человек погибли, столько же пропали без вести, около 150 человек были госпитализированы с переохлаждением и обострением хронических заболеваний.

Спасение

На местах подтопления с первого дня работали спасатели МЧС и волонтёры, которые приехали на личных автомобилях и привезли с собой личные лодки, катера и катамараны.

Позже из Красноярска в Приангарье вылетели десять спасателей МЧС с плавсредствами. В состояние готовности приведены Сибирский региональный поисково-спасательный отряд, Байкальский поисково-спасательный отряд и Сибирский спасательный центр – всего 160 человек. На место направлены силы Росгвардии, которые занимаются эвакуацией людей и следят за порядком.

Благотворительные фонды Иркутска, а также региональное отделение партии «Единая Россия» объявили о сборе средств и вещей для жителей населённых пунктов, пострадавших от затопления. Принимаются продукты длительного хранения: крупы, мука, сахар, соль, консервы, питьевая вода, тёплые вещи, одеяла. Уже собрано и отправлено только из одного пункта на Российской, 20 в Иркутске более 30 тонн гуманитарной помощи. Собранные продукты, вода, лекарства и вещи уехали в трёх вагонах в Тайшетский, Нижнеудинский и Тулунский районы. В Тулун ушло несколько грузовых автомобилей с той же гуманитарной помощью.

Ситуация осложнялась тем, что поднявшаяся более чем на 14 метров река Ия залила участок федеральной трассы в Тулуне, и по обе стороны на въезде в город скопились большегрузы-дальнобойщики. И нужно не только кормить пострадавших тулунчан, но и обеспечить хоть какие-то продукты для тех, кто стал заложником ситуации на трассе.

Ходят сообщения о резком повышении цен на продукты питания, пока не подтверждённые официально. Власти сообщают, что всё в относительном порядке: людей эвакуируют, свозят в пункты временного размещения, туда доставляют гуманитарную помощь. Однако в соцсетях практически обратная картина. Те, кто может дозвониться до родственников, сообщают, что у них нет продуктов, нет воды, нет лекарств.

Хлеб в затопленный Тулун везут из Братска, Куйтуна, Саянска. Неподалёку от города развернули мобильный хлебозавод, который предоставили военные.

А где начальство?

В правительстве Иркутской области с первого дня паводка работает оперативный штаб, которым руководит председатель правительства Руслан Болотов.

Уже 27 июня на ситуацию в Иркутской области отреагировал полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, который попросил помощи военных.

28 июня премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в Иркутскую область главу МЧС Евгения Зиничева. Полпред Меняйло также вылетел в Иркутскую область, причём оба федеральных чиновника прибыли в Тулун.

В Тулун отправились и некоторые депутаты Заксобрания Иркутской области во главе со спикером парламента Сергеем Соколом. Они отвезли часть собранной иркутянами гуманитарной помощи.

А где же был наш народный губернатор в эти дни? В Москве. Заседал на госсовете и пил шампанское за здравие главы КПРФ Геннадия Зюганова, отмечавшего день рождения. И про тонущий регион – ни слова. Хотя, например, про министра Шеверду – и письменно, и устно. Сразу вспоминаются майские пожары, когда Сергей Георгиевич также отсутствовал, взвалив всё на Руслана Николаевича, а приехал, когда уже почти всё потушили волонтёры, пожарные, лесники и местные жители (и дождик еще помог). И сразу устроил разнос СМИ за «нагнетание обстановки».

29 июня появилась информация о том, что в Иркутскую область прилетает президент России Владимир Путин, чтобы на месте оценить обстановку и распорядиться насчёт федеральной помощи пострадавшим территориям. И тут же в Тулуне появился губернатор Левченко – на месте событий он был замечен после полудня. И поначалу проскальзывала информация о том, что именно губернатор объявил режим ЧС ещё 27 июня: мол, он всё знал, просто раньше приехать не смог. Ну не получилось у него – бывает. Одетый в форму, губернатор осматривал территории и держался поблизости от федеральных чиновников. А в ночь все они резко сорвались с места и помчались в Братск: стало известно, что Владимир Путин сделает остановку в Братске по пути с саммита «Большой двадцатки», проходившего в эти дни в Японии.

Президент прилетел. Экстренное совещание прошло прямо в братском аэропорту. Заслушав мэров пострадавших районов, Владимир Путин дал шесть распоряжений, в том числе: начать считать ущерб прямо сейчас (области дадут почти миллиард на восстановление), не допускать спекуляций продуктами и роста цен, проследить за раздачей гуманитарной помощи, обеспечить детям из пострадавших районов реабилитацию и отдых. В правительстве, сообщил президент, будет создана специальная комиссия для координации действия всех ветвей власти в вопросе по устранению последствий наводнения. А возглавит комиссию Виталий Мутко. Кстати, первое заседание этой самой комиссии состоится 3 июля. Это значит, что наш народный губернатор опять покинет регион – поедет заседать. Тут, на месте, и без него есть кому работать. Например, волонтеры и так все сделают, что им губернатор…

А дальше что?

За сутки на утро 1 июля уровень воды в реке Ия в Тулуне опустился на 1 метр. Федеральная трасса по-прежнему была затоплена и пока перекрыта, но МЧС сообщило, что скоро её откроют – если уровень Ии будет снижаться так же быстро.

В Тулун собирали бригады волонтёров, которым предстояло расчищать завалы. Региональное управление Росгвардии сообщало, что их специалисты провели расчёты по уборке затора из снесённых стихией домов и построек, который скопился в районе автомобильного моста, и готовы приступить к ликвидации этого затора. А там 15 метров успело нанести. Мусорный регоператор пообещал дать 80 машин на вывоз мусора из Тулуна. А вот про расчистку Нижнеудинска и других пострадавших населённых пунктов почему-то все молчат…

Между тем 30 июня паводок накрыл еще и Чунский район. Затоплен город Лесогорск, полностью смыло деревню Тахотмай. Её жители успели убежать на гору, но они полностью отрезаны от «большой земли»: нет ни электричества, ни дорог. Основные дороги в Чунском районе пока целы, мосты не затоплены, но сообщение по трассе регионального значения невозможно из-за подтопления подходов к мостам. При этом синоптики предупреждают о возможной второй волне паводка. Сильные дожди в истоках Ии, Бирюсы, Уды и Оки в первых числах июля могут привести к вторичному поднятию уровня воды в реках 6-7 июля…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру