Трамвай в Усть-Илимске был запущен в 1988 году. Это была скоростная ветка, создавалась она для доставки рабочих из города на Усть-Илимский ЛПХ. Длина ветки – 15 километров. Большая часть ее проходила по тайге. Конечно, в свое время планировалось, что трамваи будут в дальнейшем запущены на левый берег Ангары в старый город, в поселок Железнодорожный, до железнодорожного вокзала. Но планы остались планами, а трамвай, который – внимание! – никогда не был муниципальным общественным, остался в ведении лесоперерабатывающего предприятия. Возил работников ЛПХ и немногочисленных дачников, чьи садоводства располагались по ходу трамвайной линии.
Потом линия перешла во владение группы «Илим», которая купила Усть-Илимский ЛПХ вместе со всем его имуществом. Трамвайную линию предложили городской администрации, но она выкупать ее отказалась: микрорайон, где начинались трамвайные пути, последний, а дальше – тайга. И зачем городу эта ветка? Ну, нет так нет.
А в 2022 году владельцы трамвайной линии решили, что этот вид транспорта для доставки рабочих их не устраивает. Вагоны холодные, старые, электричество дорогое, рельсы надо менять, обслуживание линии очень дорого, люди жалуются на неудобство. В общем, трамвай было решено закрыть, а рабочих на ЛПХ возить на автобусах. «Илим» закупил автобусы, а трамвай прекратил курсировать.
И тут в дело вступили городские активисты, которые создали группы в соцсетях и каналы в мессенджерах. Они стали писать во все СМИ, а также в Москву: в Следком, прокуратуру, президенту. В итоге по факту закрытия линии СУ СКР по Иркутской области по поручению главы СКР Александра Бастрыкина возбудило уголовное дело о превышении должностных полномочий. Чьих? Как оказалось, экс-мэра Усть-Илимска Анны Щекиной.

И при чем тут Анна Щекина? До нее городские власти неоднократно отказывались брать на баланс трамвайную линию. И Анна Игоревна отказалась – два миллиарда просили за усть-илимский трамвай, это больше годового бюджета Усть-Илимска. Вкладывать бюджетные средства в сохранение трамвая Анна Щекина не могла: это нецелевое использование средств (трамвай – частный!), за которое дают срок. С «Илимом» мэр разговаривала, но владельцы компании своего решения не изменили. Что она еще должна была сделать? На рельсы лечь?
Тем временем в октябре 2024 года уголовное дело в отношении Анны Щекиной ушло в прокуратуру и затем в суд. В марте 2025 года начались судебные слушания, но заседания несколько раз откладывались из-за неявки свидетелей. Следующее заседание назначено на 11 мая.
Анне Щекиной грозит штраф до 120 тысяч рублей или арест на срок до трех месяцев, или обязательные работы на срок до 360 часов, или исправительные работы на срок до года. За что? Ни за что?..