Иркутяне спасли сову, сбитую на севере Иркутской области

Ей починили клюв, и теперь она живет в голоустненских лесах

Алена и Артур Дементьевы вместе уже 11 лет. Артур не может пройти мимо людей и животных, которым требуется помощь. Как-то на 8 Марта муж подарил Алене собаку из приюта. Три года назад Артур выгуливал собаку в Березовом – и вернулся с прогулки с летучей мышью Игорем. Через два дня мышь окрепла и улетела. Пару лет назад принес с помойки худую кошку Гречку с кривыми клыками и греческим носом.

Ей починили клюв, и теперь она живет в голоустненских лесах
Фото: Кирилл Шипицин

В этот раз с северной вахты он отправил Алене в Иркутск сову – ее вахтовики нашли на дороге. По всей видимости, сову сбила машина. В гости к сове съездил наш корреспондент.

– Мой муж Артур сейчас находится на вахте в тайге, в 650 километрах от Иркутска. Связи там нет, на базе есть вай-фай, мы с ним переписываемся, созвониться не можем. И вот он пишет, что 23 марта зашел в вагончик, где они живут, и вначале подумал, что кошка лежит, а оказалась – сова. Ее нашли коллеги на дороге. По всей видимости, сову сбила машина. Птица ни на что не реагировала, у нее бежала кровь, клюв был сломан, глаз заплыл. Мужики поставили ей воду, чтобы она пила. И я сразу решила, что сове нужно помочь. Ближайший жилой поселок находится в 100 километрах. Я дала объявление в этом поселке, и откликнулись неравнодушные люди, которые ехали из Магистрального в Иркутск по зимнику. Они проехали лишних три километра до этого поселка вахтовиков, нашли мужа, он передал им сову. Через сутки сова уже была у меня, – рассказывает Алена Дементьева.

Фото: Кирилл Шипицин

Подозревая у совы серьезные повреждения, Алена, пока птицу везли в Иркутск, искала ветеринаров и орнитологов, которые смогли бы помочь.

– У меня своя студия красоты, много клиентов. И я вспомнила, что была одна девушка, которая рассказывала, что у нее родители ботаники и есть знакомые орнитологи. Я начала ей звонить, она мне дала контакт орнитолога. Я прислала фото и видео. Мне сказали, что шансы на выживание очень малы. Выяснилось, что это самка бородатой неясыти, ей примерно два года. Редкая сова, во многих регионах она в Красной книге. В общем, надо было пытаться спасти птицу.

Сову доставили в клинику, врач начал осмотр. У совы была смещена нижняя часть клюва, напополам сломана и шаталась. Сделали шесть рентгеновских снимков. Никаких переломов у совы не было, только клюв сломан и черепно-мозговая травма (зрачки по-разному реагировали и были разного диаметра, хватательный рефлекс был плохой). Птица на сутки осталась в клинике, ей починили клюв – «сшили» титановой проволокой.

Фото: Кирилл Шипицин

Сутки после операции сова восстанавливалась и спала, а потом начала есть. Алена ее выхаживала, кормила сначала перепелиным мясом, потом мышами и суточными цыплятами.

Помимо сшивания титановой проволокой клюва через неделю сову ждала еще одна, косметическая, процедура, которая хорошо известна девушкам – любительницам маникюра. И эта операция тоже прошла успешно.

– Через неделю мы приехали на повторный прием, у мастеров маникюра взяла полигель – материал для моделирования ногтей. Клюв обезжирили, нанесли полигель, ультрафиолетовой лампой высушили. Еще через неделю приехали на повторное нанесение, клювик уже хорошо сросся, и даже не нужно было еще раз наносить. Титановая проволока осталась, примерно через год уйдет сама, – рассказывает Алена.

Фото: Кирилл Шипицин

Лечение обошлось в 13 тысяч рублей. Их собрали в социальных сетях.

– За день подписчики собрали около 20 тысяч рублей. На оставшиеся деньги мы купили клетку и кормовых мышей.

Алена рассказывает, что кормить сову не так просто, пищу нужно пропихивать глубоко, иногда птица ее выплевывает.

Сова живет в гараже, у нее есть свобода, она летает. На улицу, на террасу Алена выносит ее в клетке. Сова большая с виду, но очень легкая, чуть больше килограмма. Молодая женщина дала ей имя – Филини. Филини облюбовала мотоцикл Артура и почти все время сидит на нем.

Фото: Кирилл Шипицин

– Сова очень интересная, наблюдает за мной, когда я в гараже или когда я ее на террасу ставлю. Она спокойная, молчаливая. Когда я ее пою с помощью шприца, она клювом цокает, дает понять, что ей не нравится… Мне сказали, что ее уже можно выпускать на волю сейчас, у нее вернулись все рефлексы. Орнитологи говорят, что в дикой природе они живут примерно 10 лет, а в неволе – до 40 лет. Я нашла различных специалистов по совам, они говорят, что совы привыкают к людям, мурлычут и становятся ручными, но бородатая неясыть – это самый худший вариант для разведения дома. Они дикие и вряд ли привыкнут к человеку, – рассказывает Алена.

Фото: Кирилл Шипицин

Размеры совы впечатляют: длина тела достигает 70 см, размах крыльев – до 160 см. У них суперслух, они под снегом слышат, как бежит мышка, и пикируют в снег, ловят ее.

Артур и Алена долго думали, где лучше выпустить сову. Орнитологи сказали, что можно отпустить и на Голоустненском тракте, недалеко от дома Дементьевых.

– Мы очень любим с мужем природу и животных и даже готовы были построить большой вольер с деревом, чтобы Филини там летала. Но я смотрела на ее поведение и понимала, что она хочет на волю, – говорит Алена.

Фото: Кирилл Шипицин

14 апреля поздно вечером Алена и Артур накормили Филини мышами, уехали поглубже в лес и отпустили сову. Если ей не понравится, то, может быть, она вернется…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру