Паводки начала июля на юге Иркутской области вывели из себя все горные речки. А жители прибрежных сел знают, как быстро горная река из прыгающего по камушкам маленького ручейка превращается в нечто бурное, уносящее за собой валуны, корчующее деревья и сбивающее дома. Вот такими и стали на несколько дней реки Слюдянка, Утулик, Харлахта, Солзан и Снежная.
Каждая из них натворила достаточно много дел, но сегодня мы остановимся на одной. Речка Снежная, превратившись в бурный поток, размыла дорогу к самому неоднозначному месту отдыха – турбазе «Снежная», или, как она сейчас называется, экопарку «Южный Байкал». Мы будем называть ее привычным всем именем – турбаза на Снежной.
Итак, 11 июля МЧС сообщило, что река Снежная вышла из берегов, и очень сильно даже вышла – так, что подтопила дорогу к той самой турбазе. Туристов просили не ездить на Снежную – и одновременно на сайте турбазы говорилось, что работают они в прежнем режиме, а также приглашают всех желающих прийти и убедиться, только часть пути придется преодолеть пешочком, но это даже полезно.
Спустя несколько дней власти отчитались, что начинается восстановление дороги к популярному у народа месту отдыха – турбазе на Снежной. Сначала там сделали временную объездную дорогу. Потом туда нагнали тяжелую технику, которая начала отсыпать место размыва, восстанавливать береговую линию и саму дорогу. Хорошо? Конечно. Забота о туристах у нас на одном из первых мест. Вот только уделяя внимание одной дороге, ремонтники напрочь испортили другую. А именно – подъезд к поселку Утулик.
По данным портала «Бабр», жители поселка Утулик обратились к ним и рассказали, что тяжелая техника, направленная на восстановление дороги к турбазе на Снежной, разбила их дорогу, которую и так подмыла разбушевавшаяся после дождей речка Утулик.
Техника разбила дорогу через Бабху, по которой в поселок доставляют стройматериалы, ездят пожарные машины и вывозят мусор. Нетронутым остался проезд под железнодорожными путями, но грузовик там не проедет.
Конечно, Утулик не остался совсем без дороги – по поселку проходит федеральная трасса. Однако проезд через Бабху также очень важен для жителей. Люди не просят сделать там асфальтированную трассу с ливневкой, тротуарами, ограждением и освещением. Просто нужно исправить все, что наворотили тяжелые машины: разровнять и отсыпать гравием. Это, кажется, совсем не много?
Конечно, дорога к турбазе на Снежной как будто важнее. Однако возникает вопрос: турбаза ведь частный бизнес? Да, именно так – частники взяли в аренду берега Теплых озер и предоставляют услуги по отдыху. Так почему ради частной турбазы нагнали кучу техники, восстанавливают дорогу? Принимают ли финансовое участие в этих работах владельцы турбазы? Если от паводка страдают федеральные, региональные и муниципальные дороги – это одно. Тут ничего не попишешь. А вот грунтовка-ответвление вдоль реки Снежной до турбазы – наверное, это никак не дорога муниципального или межмуниципального значения…
При этом в 2023 году эту дорогу собирались капитально ремонтировать. Власти Слюдянского района даже искали подрядчика на ремонт участка от трассы «Байкал» до въезда в экопарк «Южный Байкал». Было заложено 127,1 миллиона рублей, и ремонт должен был проводиться в три этапа – с мая 2023 года по август 2025 года. На всем протяжении участка – 4,68 километра – должны были сделать двухполосную асфальтированную дорогу, рассчитанную на среднюю скорость 50 километров в час.
Контракт на ремонт был заключен с компанией «СтатусСиб». Подрядчик, по данным администрации Слюдянского района, успел зайти на объект и даже начал работу от въезда в экопарк: сделали геодезическую разметку и начали делать планировку. А потом разбушевалась Снежная.
Остается только надеяться, что за всеми нужными и важными проблемами власти все же не забудут просьбу жителей Утулика.