Бетти – классик итальянской литературы, его ставят мировые театры, фильмы по его пьесам снимали легендарные режиссеры, например, Роберто Росселини. Пьесу, вокруг которой все завертелось, ставили разные театры России, в том числе крупный, условно провинциальный, новосибирский театр «Красный факел», с этим материалом работал Сергей Пускепалис, недавно погибший и награжденный орденом Мужества. Тема тонкая – появление мужчины в доме, где живут три одинокие женщины, которые начинают соперничать за единственного представителя сильного пола. Пьеса о любви, но о любви плотской, а не романтической, об отношениях между мужчиной и женщиной.
Братский театр рискнул, взялся за новый сложный материал – труппа молодая, хочется работать с неоднозначными темами. Спектакль жестко маркировали значком 18+. В соцсетях театр поработал со зрителями, объяснив, что это за спектакль, четко обозначив жанр – поэтический триллер. Постановка предназначается тем, кто готов «испытать глубокие чувства, дать себе почву для размышлений». На сцене действительно показали полуобнаженное (прикрытое) тело. Но для труппы и для директора театра было странно, что их обвиняют в пропаганде каких-то извращений.
Директор театра Любовь Кудряшова говорит о том, что она, братчанка, никогда не позволила бы себе неуважительного отношения к родному городу. Возможно, люди хотели увидеть что-то привычное, традиционное, веселую комедию, например, а попали на пьесу, которая вызывает целую гамму сложных чувств и касается таких тонких тем, как страсть и желание.
Наверное, в театре недоумевают, что их стремление к тому, чтобы быть театром – экспериментальным пространством, где живет искусство – трактовали настолько грубо и несправедливо. Ведь еще совсем недавно, после прогона, спектакль даже хвалили. Например, ТРК «Братск»: «Подобного спектакля еще не было в нашем городе. Он отличается абсолютно всем… Спектакль для тех, кого волнуют отношения мужчины и женщины, и не только внешние проявления, но и глубинные, скрытые, потаенные течения, влечения и даже страсти». Режиссер спектакля – Бари Салимов, окончивший институт культуры и Высшую школу сценических искусств К. А. Райкина, преподавал в Самарском институте культуры. Он ставил спектакли в разных театрах России – в Астрахани, Самаре, Сызрани, Смоленске, Луганске, Ростове-на-Дону, Тольятти и других городах. Братский драматический пригласил молодого режиссера для того, чтобы сделать что-то необычное и сильное по воздействию. Режиссер предложил эту пьесу, театр пошел на риск. «Настоящее испытание для всех причастных. И для зрителя тоже... Настало время для тех, кто ходит в театр не для того, чтобы отдохнуть и расслабиться. Театр, настоящий живой театр, дает энергию, мысли, впечатления, потрясения» – такую характеристику спектакля можно прочесть на портале «Новости Братска».
К сожалению, некоторые зрители оказались категорически не готовы к какому-либо диалогу в театре. Но между тем есть другие зрители – и таких очень много, судя по откликам в соцсетях – которые не усмотрели в спектакле того, что увидел там написавший жалобу. Люди возмущены и удивляются: там такого нет! Так что эта жалоба может многое говорить о самом писавшем, а вовсе не о постановке.
Конечно, снятие спектакля с репертуара – это удар по театру, ведь потрачено много сил и денег, и для имиджа это плохо. Но как бы то ни было, пока спектакль снят с репертуара – отложен. «Будем его дорабатывать», – говорит Любовь Кудряшова. Она уверена, что сегодня труппе не нужны никакие скандалы, так как театр готовится к гастролям. Да и время сейчас сложное, все на нервах, общество напряжено. Поэтому уместнее будет спектакль отложить до лучших времен…
В случае с Братским театром мы имеем очень неприятный прецедент «культуры анонимок». Кажется, что в этом случае следует учитывать все-таки мнение профессионалов, а не некоего жалобщика (или жалобщиков). Кто он вообще? Почему пришел на этот спектакль? Что конкретно возмутило? В чем конкретно он усмотрел «намеки на зоофилию» – и такое прочее? Ответы на эти вопросы остались за кадром – ведь нам неизвестно, кто автор жалобы. Конечно, зритель бывает разный, это все понимают. Но и театр – разный. Именно поэтому многие в Братске хотели бы все-таки посмотреть «Козий остров» и требуют вернуть его в репертуар.