Сколько продержится лед на Байкале в этом сезоне

Специалисты говорят, что пока все идет по плану, хотя замерзало озеро не так, как обычно

Байкальский лед притягателен. Каждую неделю на лед выходит, выезжает или даже выползает несчетное количество граждан. И каждый буквально день слышим: там провалился автомобиль, там кого-то сбило «Хивусом», там трещина становая на несколько десятков километров… Сколько же еще времени в этом году мы сможем наслаждаться нашим чудом света?

Специалисты говорят, что пока все идет по плану, хотя замерзало озеро не так, как обычно
Фото: Кирилл Шипицин

Прошедшей зимой Байкал замерзал «не по плану», сообщила начальник отдела гидрологических прогнозов Иркутскгидромета Елена Степкина на пресс-конференции ИА «Интерфакс». Обычно лед на озере образовывается с севера на юг в январе. А этой зимой сначала замерзла южная часть Байкала, а потом уже северная. На юге озера ледостав наступил на 26 дней раньше нормы, а на севере – на пять дней позднее нормы.

В настоящее время толщина льда на Байкале практически стабильна, и лед еще должен крепнуть. Максимальную прочность он, согласно многолетним наблюдениям, набирает в третьей декаде марта. Так что переправа на Ольхон еще будет работать, как минимум до конца марта. Около поселка Хужир на Ольхоне лед имеет толщину в метр.

А вскрытие льда на Байкале обычно начинается в середине апреля. Полностью ото льда озеро очищается в начале июня. Средняя часть Байкала, где располагается Ольхон, вскрывается ото льда с 29 апреля до 5 мая. Северная – с середины мая. Однако, как говорят метеорологи, все зависит от погоды.

В МЧС с ними полностью согласны: ветра и потепление привели к тому, что на Байкале образовывается огромное количество торосов и нажимов, расползаются становые и просто большие трещины. А в Слюдянке у берегов лед уже начал таять, образовывая пространства открытой воды. Но это – традиционно.

По байкальскому льду хочется не только побегать, но и покататься. Зимой 2022–2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них – полные. Погибших нет, пострадавшие отделались мокрой одеждой и переохлаждениями. Ну и штрафами – за выезд на лед в неположенном месте. Кстати, штрафы эти признаны компетентными структурами недостаточными для того, чтобы отбить у автомобилистов желание покататься по льду вне переправ, и сейчас законодатели рассматривают вариант кратного увеличения. Ну а те, кто провалился, еще и оплачивают подъем автомобилей из-подо льда.

Чтобы погулять подальше от берега, туристы и просто отдыхающие пользуются услугами судов на воздушных подушках – «Хивусов». Это очень прибыльное дело – по словам Сергея Заболотского, заместителя начальника полиции Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, на Байкале работает около сотни «Хивусов»: в среднем 30–40 на Ольхоне и около 50 в Листвянке. И не факт, что у всех у них есть разрешения на перевозку пассажиров или лицензии. Лучше пользоваться услугами тех перевозчиков, которые не поленились получить все нужные для работы документы. Всего в ходе зимнего сезона 2022–2023 годов транспортными полицейскими было проверено более 60 судов, 17 судовладельцев привлечены к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии.

А вообще при выходе на байкальский лед следует четко уяснить: лед никогда не будет полностью безопасным. Становая трещина может образоваться прямо у вас под ногами, а снежное пятнышко может прикрывать нерпичий «продух» или небольшую полынью. Поэтому не гуляйте в одиночку, не уходите далеко от берега и держите мобильный в защищенном футляре.

Фото: Кирилл Шипицин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру