Уже не один год зоозащитники ругают фирму на все лады. Ходят разговоры о том, что сотрудники «Пяти звезд» ловят собак в одном районе и выпускают в другом. Собачьи трупы в приюте компании находили в прямом смысле мешками – а «Пять звезд» живет, работает, выигрывает тендеры. И вот нате вам – суд.
В 2020 году администрация Ольхонского района разместила на портале Госзакупок, как положено, два аукциона на отлов бездомных и безнадзорных животных. Первый был размещен в мае, начальная цена контракта составила 507,6 тысячи рублей. Второй аукцион был размещен в октябре с начальной ценой 255,9 тысячи рублей. Оба аукциона выиграло ООО «Пять звезд». Первый контракт компания выполнила полностью, второй был расторгнут досрочно, по нему отловили животных на 118 тысяч рублей. Все вроде было нормально, заказчик работы оплатил. Вот только прокурорская проверка показала, что в ноябре-декабре 2020 года гендиректор подрядчика предоставила заказчику документы на произведенный отлов собак, которые фактически выловлены не были. Проверка намекнула на преступление, уголовное дело о мошенничестве было возбуждено и расследовано, прокурор утвердил обвинительное заключение, дело ушло в суд.
На сайте Ольхонского районного суда есть карточка дела, поступившего 20 сентября. В карточке указано ФИО обвиняемой по делу – Анна Юрьевна Солдатова. Между прочим, любопытная деталь: она председатель регионального исполкома Иркутского отделения политической партии «Гражданская платформа». Основная же профессиональная деятельность – собаки. По данным «Контур. Фокус», генеральным директором «Пяти звезд» является как раз Анна Юрьевна Солдатова. А вот учредителем ООО является Александр Петрович Солдатов. Списочная численность предприятия – десять человек, которые, очевидно, и трудятся на выигранных контрактах на отлов в Иркутске, Братске, Чите. Собак, кстати, возят в Усолье, где сейчас расположены база компании, приют, где содержатся животные. На какие средства выполняются договоры, если другие отловщики не идут на контракт, утверждая – и абсолютно логично – что выполнить все условия и соблюсти закон при таких выделяемых суммах невозможно? Собак надо не только поймать и привезти. Все помнят, что их нужно осмотреть у ветеринара, пролечить, привить, стерилизовать, кормить, искать им хозяев, содержать или увезти обратно и отпустить «в привычную среду»? Если на отлов одной собаки выделено пять тысяч – на каком этапе, как вы думаете, де-факто заканчивается исполнение контракта? Можно ли делать эту работу за такие деньги? Можно либо не отлавливать собак вообще, либо, отлавливая, увозить за пару десятков километров, чтобы усыпить или выпустить, вместо того чтобы выполнять схему, прописанную в договоре. Если никто больше не берется, то удивительно ли, что в 2022 году именно «Пять звезд» выиграла три аукциона по отлову собак в Иркутске на 8 миллионов рублей. Ситуация почти безвыходная. И решения пока не найдено, хотя процесс поиска идет.
Из-за этого-то и появляются возможности для не самых благовидных действий. В Иркутской области выявлялись неоднократные нарушения в работе приюта «Пять звезд», куда доставляются выловленные собаки. Проверка прокуратуры в Забайкальском крае показала, что компания «Пять звезд», проводившая на территории края отлов безнадзорных животных, работала с нарушениями. А воз, как говорится, и ныне там: работают, получают контракты, кого-то даже отлавливают. Скоро узнаем, чем это закончилось на территории отдельно взятого Ольхонского района.