В субботу днем Иркутск и Иркутский район оказались во власти антициклона, сутки хлестал дождь. Но когда отъехали на 30 километров в сторону Байкала, дождь сменился снегом. Мало кто из автомобилистов уже переобул своего железного коня для зимнего сезона, и поэтому снегопад – и гололед – над одной из самых аварийных трасс не только региона, но и России оказался ловушкой. На участке с 83-го км по 100-й км федеральной трассы вечером ввели ограничение движения для грузового транспорта и автобусов. Восстановить движение после очистки трассы спецтехникой удалось ближе к полуночи.
Наш корреспондент выехал на заснеженную трассу, чтобы пообщаться с автомобилистами, попавшими в снежную ловушку. Дорога от Иркутска до Чистых Ключей ранним утром была лишь немного мокрой, тут, как и в Иркутске, шел дождь. Но стоило проехать пару километров в гору, как золотые осенние пейзажи сменились белыми зимними. Чем выше в гору, тем больше сугробы.
Опытные водители знают, что лучше переждать непогоду, чем идти напролом и на авось. Култукский тракт ошибок не прощает. Практически на каждом километре висят венки и стоят памятники, это страшное напоминание об автокатастрофах. Аварии тут случаются не только в гололед, но и даже летом. На трассе много опасных поворотов, затяжных подъемов и спусков, очень часто у большегрузов перегреваются тормоза на спуске, и тогда неуправляемая махина сносит все на своем пути. Поэтому в селе Моты на 46-м километре тракта, где и так всегда много дальнобойщиков, негде было припарковаться даже легковушке. Здесь пережидают непогоду. Тут есть и место для ночлега, и кафе, где можно перекусить и погреться.
Андрей Миагашев едет из Набережных Челнов в Благовещенск, везет светильники. По этой трассе он ездил и знает, что на одной стороне перевала могут быть солнце и зеленая трава, а на другой – гололед. Поэтому остановился в Мотах заночевать.
– К этой дороге я готовился, взял теплые вещи, еды и воды на непредвиденные случаи. В сентябре снег был, конечно, неожиданностью, хоть у меня и хорошая резина, я не стал рисковать и ехать в ночь.
…В восемь утра по трассе едут лишь легковушки, дальнобойщиков нет. Оно и понятно, дорога – каток. Дорожники ночью с проезжей части убрали снег, но на дороге осталась тонкая корочка льда. Даже легковую машину на хорошей зимней резине заносит, а в гору едешь с пробуксовкой. На подъемах стоят вереницы фур, которые еще вчера пытались проехать Култукский тракт, но не удалось. Ночевать пришлось на обочине. Возле поворота на Подкаменную снега еще больше, это ведь практически вершина Олхинского плато.
– Едем из Забайкальска на трех машинах, везем китайский груз в Европу. Вчера доехали до Байкальска, там заправились. По прогнозу обещали снег. Мы решили переждать непогоду и сегодня утром проехали до подъема от Глубокой. Тут все в снегу, дорогу ночью расчистили, но, видимо, не посыпали. Я кое-как поднялся в гору, а двое моих коллег не могут подняться, я стою их жду. Связи с ними никакой нет, сотовый не берет, рации не пробивают. Я останавливаю машины, чтобы узнать, где они застряли. Мы проехали полторы тысячи километров, впереди еще больше шести тысяч километров до Минска. Будем надеяться, что из-за погодных условий нас простят, если опоздаем, – рассказывает водитель Дмитрий Овчинников. Мы поехали с Дмитрием искать его напарников.
Несколькими километрами дальше, на подъеме, мы их обнаружили. Тут скопилась огромная пробка в обе стороны. Подняться в гору не могут не только большегрузы, но и малолитражки. Водитель «Тойоты Пробокс» прямо на дороге переобувается в зимнюю резину, чтобы доехать до деревни Быстрой. Такая же дорожная ситуация практически до Култука.
В деревне Глубокой возле кафе на парковке стоят заснеженные машины, на крыше кафе сугробы как зимой. В кафе, несмотря на ранее время, многолюдно. Официантка рассказывает, что около десятка машин остановились тут на ночлег, ехать дальше не рискнули.
К счастью, в этот раз обошлось без серьезных аварий, были и рухнувшие в кювет машины, и яхты, слетевшие с машин посреди перевала. ГИБДД настоятельно рекомендует переобуть машину в зимнюю резину, соблюдать правила ПДД и быть особо внимательными на дороге, выбирать безопасную скорость и не совершать резких маневров.