Медведя-инвалида спасли в Братске

Теперь он сможет жить только в неволе

Сотрудники питомника «К-9» в Братске отловили трехлапого медведя, который был обречен на смерть. Медведя-инвалида эвакуировали в Иркутск.

Теперь он сможет жить только в неволе
Фото: Кирилл Шипицин

Зверя без передней лапы заметили возле аэропорта в Братске. Он повадился ходить около кафе, поедать собачий корм, который оставляли здешним собакам. Поймал и съел хозяйскую курицу. Несколько раз косолапый наведывался на ближайшую пасеку и разорял ульи. Встревоженные жители обратились в Иркутский питомник «К-9», чтобы они помогли отловить медведя.

– Мы на прицеп погрузили ловушку и отправились туда. Перед выездом я позвонил заместителю министра лесного комплекса. Он сказал, что никаких препятствий для поимки медведя нет. Мы поняли, что отлов животного согласован, ведь его в любом случае нужно отлавливать. Животное попало в капкан, ему там отрубило лапу, или она настолько пострадала, что медведь отгрыз ее сам, желая освободиться. В первую очередь это произошло по вине человека, и человек должен поправить то, что еще можно поправить, – говорит Вячеслав Славин, директор питомника «К-9».

Фото: Кирилл Шипицин

С собой иркутяне взяли ловушку, качественное снотворное, хорошее американское ружье-инъектор – в этом ружье шприцы идут с пороховым зарядом. Когда шприц попадает в животное, зарядом лекарство загоняется в тело. Ловушка мощная, ей уже неоднократно ловили медведей.

От Иркутска до Братска 640 километров в пути. Но приехав на место, вместо помощи сотрудники питомника столкнулись с запретом на отлов от местных егерей – из-за того, что нет разрешительных бумаг.

– Случилось непредсказуемое. Приехали егеря, которые должны, по идее, помогать животным. Мы обрадовались, думали, будет помощь. Но их позиция была такова: запретить нам ловить медведя. Я не мог понять, какие нужны разрешительные документы, чтобы спасти животное. Нам велели писать заявку, которую они рассмотрят – разрешение на добычу, хотя нам его не нужно было добывать, нам его нужно было спасти! Еще мы объясняли, что медведь представляет опасность для населения. А они в ответ: если на людей нападет, тогда вызывать полицию нужно, и они уже примут меры. Но зачем убивать животное, если его можно спасти?! – удивляются сотрудники питомника, указывая на то, что эти же егеря не предприняли мер для обеспечения безопасности людей, когда медведь выходил к человеку.

Фото: Кирилл Шипицин

На помощь пришли иркутские журналисты. Они начали обзванивать министерства.

– Мы впустую потеряли ночь. Утром поехали в лесничество, чтобы получить разрешения. Нам там тоже сказали, что распоряжений нет, ждите. Мы встали в очередь, где люди получали разрешение на охоту, на убийство животных. А мы стоим, чтобы получить разрешение на спасение! Поразительная ситуация! Нам удалось дозвониться до Ларисы Егоровой, заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области. К счастью, она была в командировке в Братске. Через 15 минут она приехала к нам, помогла быстро получить разрешение. 

После этого к операции «Трехлапый медведь» подключилась полиция. Местные социальные сети тоже очень хорошо помогли, разместили везде информацию и телефоны отловщиков. Сразу же начали звонить люди, сообщать, что видели зверя то на заправке, то на кладбище. Сторожа с кладбища позвонили и рассказали, что медведь подошел к вагончику, собаки сорвались с цепей и погнали его.

– Мы начали кладбище прочесывать, тепловизор нам очень хорошо помог. В него видно было собак. Через некоторое время звонит пасечник и сообщает, что у него улей перевернули. Мы моментально едем туда, ставим на пасеке ловушку. В ловушке привязали мясо с душком, медведи его любят. А сами отъехали в конец поля, примерно метров на 700–900, наблюдать в тепловизор. Медведь пришел, но в ловушке полизал мясо и вышел, а чтобы она сработала, нужно, чтобы он дернул это мясо. Тогда мы полили мясо сметаной и йогуртом. Он опять пришел, аккуратно вылизал все, но не попался. Решили попробовать сгущенку – пробили банку, повесили. В пять утра наш сладкоежка зашел в ловушку, начал отрывать банку со сгущенкой, и дверь захлопнулась. Его повезли в Иркутск.

Фото: Кирилл Шипицин

Косолапый в клетке вызвал фурор на трассе. Такого ажиотажа сотрудники питомника не припомнят.

– Объевшийся меда и сгущенки зверь очень хотел пить. Мы часто останавливались, поили его. Он ехал в клетке на прицепе, обдувался ветерком. Водители с восторгом сигналили нам, снимали на телефоны. На парковке, когда останавливались, один из сотрудников обязательно дежурил возле клетки – народу было очень любопытно, – добавляет Славин.

Специалисты уверены, что травму мишка, которому примерно полтора года, получил весной или в начале лета, попав в капкан. Пережить зиму на вольных хлебах он не смог бы. Животное вело себя достаточно агрессивно, пыталось ударить людей оставшейся передней лапой.

– Я думаю, если бы до осени его не поймали, он не залег бы в спячку, не выкопал бы одной лапой себе берлогу. Начал бы нападать на людей, и его бы просто застрелили, – итожит Славин.

В питомнике медведь выказал недоверие к людям. Его разметили в небольшом вольере, где жили трое медвежат, которых выпустили весной в тайгу.

– Для детей это будет пример человеческой жестокости. Капканы запрещены, противозаконны. Медведь вышел к людям, потому что не мог добыть пропитание. Мы надеемся, что есть в России или за рубежом лучшие условия для медведей, мы готовы передать его в надежные руки. Я был в Китае в зоопарке, там вольер для медведей по площади как пять наших питомников. Может, они отзовутся и заберут мишку. А пока будем запускать сбор средств для постройки клетки, нынешняя маловата. Теперь зверю придется жить в неволе, – добавляет Славин.

Фото: Кирилл Шипицин

Если вы хотите помочь материалами или финансами для строительства вольера, реквизиты можете узнать на сайте и в социальных сетях питомника «К-9».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру