Правительство Иркутской области отказалось объявлять пожарную ЧС

В области эвакуировали деревни, а правительство докладывало, что волноваться не о чем

Иркутск накануне празднования Дня Победы накрыла плотная пелена дыма. В ночь на 9 мая горожане плотнее законопачивали окна, накидывали мокрые полотенца на вентиляторы и писали в соцсетях: «А как же те, кто совсем рядом?». В 40 километрах от города бушевал мощный лесной пожар…

В области эвакуировали деревни, а правительство докладывало, что волноваться не о чем
Фото: baikal24.ru

Депутаты и надзорные органы требовали ввести режим ЧС. Но правительство Иркутской области невозмутимо распространяло информацию, что «ни один населенный пункт не горит». Губернатор Сергей Левченко при этом отмалчивался.

Иркутск был в дыму, вокруг все горело

Май в Иркутской области начался с длинных пятидневных каникул и сильного порывистого ветра. Несмотря на то, что в южных районах уже действовал особый противопожарный режим, который запрещает разведение костров и приготовление пищи на открытом огне, дачники и любители пикников потянулись на природу. И с 1 по 5 мая в регионе было потушено 68 лесных пожаров.

Пожарный кошмар начался седьмого мая. Утром на территории Иркутской области было зафиксировано девять пожаров на площади чуть более пяти тысяч гектаров. Сутками ранее горело всего 2,5 тысячи гектаров. К середине дня крупный лесной пожар, возникший на территории Ангарского городского округа в районе Савватеевки и Мегета, закрыл чёрным дымом трассу Р-255 «Сибирь». Ветер усиливался, огонь разрастался. В министерстве лесного комплекса Иркутской области сообщили, что пожар начался на муниципальных землях и перешёл на лесной фонд. Также минлеса грустно уточнило, что наиболее вероятной причиной пожара стал поджог.

Около половины пятого вечера появилась информация, что ещё один лесной пожар угрожает посёлку Большое Голоустное. На тушение приближающегося пламени были брошены все силы: вышли жители села, сотрудники лесного хозяйства, авиалесоохраны и МЧС. Власти Иркутского района прислали 14 автобусов для эвакуации населения. Пламя раздувало ветром, и люди ожидали худшего – но ветер, ко всеобщему облегчению, переменил направление.

За ночь с 7 на 8 мая пожары вплотную подошли к посёлкам в нескольких районах области: Горохово, Баруй, Сайгуты, Верхний Кет, Кударейка, Никольск, Барда, Лыловщина, Московщина, Ширяево, Горяшино, Тихонова Падь, Зорино-Быково, Александровск, Тунгуска, Баяндай, Вершина, Большое Голоустное и др.

Из Тихоновой Пади вывезли 54 человека, эвакуировали детей из Лыловщины. Вокруг посёлков и деревень с пламенем сражались отряды добровольцев совместно с пожарными. В соцсетях разносились сообщения с призывами о помощи.

8 мая горел посёлок 506 под Усольем – дачи и гаражи.

К вечеру 8 мая в Иркутском и Баяндаевском районах был введён режим ЧС. Тут же стали возникать первые предложения по введению данного режима на всей территории Иркутской области. Идею активно поддержали депутаты Законодательного собрания региона и лично председатель Сергей Сокол.

– Глава Уриковского муниципального образования позвонил мне и сказал, что огонь подходит к населённым пунктам. Мы выехали на место и видим, что от деревни Московщина до пожара осталось менее километра, ситуацию обостряет сильный ветер. Мы будем настаивать, чтобы правительство Иркутской области ввело режим чрезвычайной ситуации во всем регионе, потому что угроза населённым пунктам существует не только в Иркутском районе, – сказал спикер ЗС. Он сообщил также, что депутаты готовы внести поправки в бюджет, если нужны дополнительные средства на борьбу с пожарами.

– Иркутск весь в дыму. Огонь подступает к населённым пунктам. Картина страшная. В 20 км от областного центра сильный ветер, огонь идёт сплошной стеной. Здесь много добровольцев, но не хватает ранцев, средств пожаротушения. Режим ЧС по всей области должен был быть введён ещё вчера. Если правительству нужны дополнительные средства для борьбы с пожарами, внесём изменения в бюджет, поработаем с федеральным центром. Сидеть сложа руки нельзя!

Губернатор исчез с радаров

В это время губернатор Иркутской области Сергей Левченко в информационном поле отсутствовал. За него отдувались председатель правительства региона и председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Руслан Болотов. Ему со всех сторон настоятельно рекомендовали объявить чрезвычайную ситуацию, но Болотов на все намёки отвечал, что ситуация под контролем. Чуть позднее к хору «за ЧС» присоединились надзорные органы, которые опять же рекомендовали ввести по всей территории Приангарья режим ЧС. Однако сначала в правительстве провели заседание комиссии по ЧС. В нём приняли участие мэры территорий, где действуют лесные пожары.

В 17 часов пресс-служба губернатора в лице руководителя Ирины Алашкевич распространила следующее заявление: «На данный момент ситуация с лесными пожарами в Иркутской области следующая: ни один населённый пункт не горит! Силами министерства лесного комплекса проводится опашка полей и прилегающих насаждений с целью недопущения перехода огня в населённые пункты. Данные мероприятия проводятся около следующих населённых пунктов: Горохово, Баруй, Сайгуты, Верхний Кей, Кударейка, Никольск, Барда, Еловщина, Московщина, Ширяево, Горяшино, Тихонова Падь, Зорино-Быково, Александровск, Тунгуска, Баяндай, Байшка, Улан, Вершинск, Маяк, Кайзеран, Большое Голоустное. Всего задействовано 313 единиц техники, 965 человек, 44 сотрудника парашютно-десантной службы. Все работают в круглосуточном режиме. Убедительная просьба постараться реально оценивать потенциальную опасность и не поддаваться панике». Это же госпожа Алашкевич говорила на заседании КЧС.

Вечером Сергей Сокол присоединился к тушению пожара возле села Максимовщина. Губернатора Приангарья между тем никто не видел уже почти двое суток…

А тем временем наступили сумерки, в которых картина лесных пожаров вокруг Иркутска стала ещё более апокалиптической. Жители микрорайонов Топкинский и Зелёный скидывали в соцсети снимки полыхающего горизонта. Жители остальных районов делились фото серого, задымлённого Иркутска. МЧС рекомендовало иркутянам по возможности минимизировать время пребывания на улице; плотно закрыть окна и двери; пить больше жидкости.

На область надвинулся штормовой ветер, разгоняющий пламя. В соцсетях и мессенджерах собирались группы добровольцев – тушить пожары под Иркутском. При этом ни минлеса, ни МЧС комментировать ситуацию не спешили.

«Заповедному Прибайкалью» не на что тушить пожары

Активисты в соцсетях призвали иркутян звонить на горячую линию в Москву и требовать прислать авиацию для тушения леса. Появилась информация о том, что Бе-200, которые могли бы тушить пожары, не могут этого сделать: им негде брать воду. Заправляться байкальской водой Бе-200 не могут, поскольку акватория озера официально не открыта.

На фоне общей нервозности как-то мимо общественного внимания проскользнула информация о том, что «Заповедное Прибайкалье» не имеет денег на тушение пожаров в 2019 году, поскольку эта статья расходов не была включена в бюджет! Полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло заявил, что в «Заповедном Прибайкалье» в 2019 году не было заложено средств на тушение лесных пожаров, «что не позволило заключать соответствующие госконтракты».

Предвыборным летом 2015 года кандидат от коммунистов Сергей Левченко демонстративно выезжал на тушение лесных пожаров. Тогда же он уверял, что в их распространении виновата действующая власть. В 2019 году ситуация поменялась кардинально. Теперь Сергей Левченко – действующая, кстати, власть - не то что разгулявшиеся пожары не тушит, но даже и чрезвычайное положение объявить почему-то стесняется…. Фото 2015 года, ok.ru

А между тем это значит, что тушить пожары в нацпарке будут только добровольцы. Или руководство нацпарка пойдёт в правительство с протянутой рукой. Или к народу – за помощью. Сгореть им, конечно, не дадут – люди у нас к беде отзывчивы и на помощь скоры. А после того, как помощь оказана, только фото в Facebook поставят с хештегом #мы справились.

Утром 9 мая Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура сделала первые выводы. Виноватым было названо министерство лесного комплекса Иркутской области. Прокуратура установила, что с начала пожароопасного периода не принимаются достаточные меры к ликвидации пожаров. В частности, 7 мая к тушению пожара у поселка Большое Голоустное приступили поздно. Из-за этого огонь перешел на особо охраняемую территорию, в опасности оказался сам посёлок. Фото: baikal24.ru

…Утро 9 мая принесло облегчение Иркутску – но не другим посёлкам и деревням. К обеду стало известно, что пожары по-прежнему угрожают 21 населённому пункту в Приангарье. Пожар возле Большого Голоустного увеличил площадь в два раза, горел лес на окраине посёлка Кударейка. Жители населённых пунктов, возле которых бушует стихия, сообщали, что пожары тушат местные жители и волонтёры, опашку посёлков и деревень делают на подручной технике. А в Иркутске тем временем в колонне парада Победы прошёл губернатор Сергей Левченко с супругой.

Между тем Иркутская область поднялась на первое место в СФО по числу лесных пожаров. В регионе действовало 27 пожаров на площади 16,9 тысячи гектаров. Режим ЧС ввели-таки на территории Боханского и Нижнеудинского районов. Сотрудники надзорных органов провели проверки в районах, где действуют крупные лесные пожары. Проверялось исполнение органами власти требований законодательства об охране лесов от пожаров, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Праздничный день закончился. А пожары – нет. Волонтёры по-прежнему готовились выехать на тушение пожаров. МЧС распространило памятку с советами по сборам на такие выезды и организовало «горячую линию» для добровольцев.

А губернатор так до сих пор никому ничего не сказал…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру