Эта мера должна была сэкономить бюджетные деньги, которые планировалось направить на покрытие банковских кредитов, которые предыдущая (да и действующая, что уж скрывать) администрация набрала, чтобы заткнуть дыры в бюджете.
Дыры ожидаемо не заткнулись, а стали только больше. Дошло до того, что в СМИ стали говорить о том, что Братск следует признать банкротом.
Спустя два дня Дубровин отменил свое распоряжение о сокращении рабочего дня и зарплат в мэрии. В своем телеграм-канале мэр Братска сообщил, что договорился с региональными и федеральными властями о замещении 550 миллионов рублей коммерческих кредитов бюджетными средствами, что сэкономит 50 миллионов на процентах. А всего в 2025 году только в качестве процентов Братск должен заплатить 380 миллионов рублей. При этом выплата тела кредитов тоже не отменяется. Как же город докатился до жизни такой?
В 2024 году уровень муниципального долга Братска составил более 51 % от годового бюджета. Об этом говорили в минфине Иркутской области. Экономически безопасным считается долг, составляющий менее 30 % от бюджета. Основная масса долга – коммерческие кредиты. Ситуацию удалось немного поправить: в июне 2025 года сумма кредитов, набранных Братском, составила порядка 1,9 миллиарда рублей, что составляет 43 % от доходов городского бюджета. Бюджетные кредиты в этой массе – чуть больше 200 миллионов.
Можно, конечно, говорить о реструктуризации, но эти вопросы мэрия должна решать с банками, которые эти кредиты выдавали. К тому же сейчас власти Братска уже не могут взять коммерческие кредиты для покрытия части долгов – банки отказываются их выдавать. В конце 2024 года администрация не смогла взять в кредит 200 миллионов – тендер объявили, но желающих дать кредит не нашлось. Чуть раньше банки не дали мэрии 80 миллионов на два года (и избавили от выплаты процентов в 28 миллионов).
Братские депутаты уверены, что проблема в том, что большая часть зарабатываемых Братском средств уходит в областной и федеральный бюджеты: в год братские предприятия отчисляют налогов на более чем 40 миллиардов рублей, но почти все отчисления уходят в областной и федеральный бюджеты. А сроки прихода межбюджетных трансфертов чаще всего неизвестны. Именно поэтому городские власти вынуждены были брать кредиты в банках – на благоустройство, строительство, зарплату и оплату услуг ЖКХ. Доля зарплат бюджетникам в бюджете Братска – более 55 %. Между тем город активно участвует в федеральных и региональных программах, которые нужно как-то софинансировать – ремонт и строительство школ, детских садов, домов для переселения из аварийного и ветхого жилья.
Еще одна проблема – протяженность Братска, что сказывается на расходах на ГСМ и ремонт и содержание дорог. Да и цены на услуги ЖКХ тоже растут как на дрожжах.
Решение проблем есть: выделять Братску больше денег из регионального бюджета по межбюджетным трансфертам и бюджетным кредитам. Также нужно рефинансировать коммерческие кредиты, переводя их в бюджетные. Выгода очевидна: за кредит, полученный в банке, нужно платить от 12 до 22 процентов, за бюджетный – 0,1 процента. И бюджетные кредиты время от времени списывают – после выполнения ряда условий, конечно, но списывают же!
Братск активно развивается, и ему сейчас нужно просто немного помочь. Долги города негативно влияют на имидж Иркутской области в Минфине РФ и могут ухудшить позиции региона в общем рейтинге, который влияет на выделение федеральных средств. Тогда будет намного тяжелее.