Начинаем с идеи: Иркутск предлагает бизнесу выгодные условия

За счет чего областной центр планирует выживать и развиваться?

В новой экономической ситуации, спровоцированной западными санкциями, каждый город должен найти свое место. Иркутск в этом отношении занимает активную позицию: наши предприниматели работают, а мэрия готова искать средства и возможности поддержать малый и средний бизнес, а также развивать городские инфраструктуры. Что конкретно предлагают власти столицы Приангарья? Об этом рассказывает руководитель комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Татьяна Макарычева.

За счет чего областной центр планирует выживать и развиваться?
Фото: Роман Соколов

– Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях санкций предлагает администрация города?

– У нас сохраняются все меры поддержки, которые действовали и раньше, – в апреле будем объявлять конкурс. Финансовая поддержка, к примеру, такая: субсидия на оплату процентов по кредитам, субсидия на приобретение оборудования, субсидия на оплату арендных платежей, разработка инновационного проекта. Это именно городские меры. В этом году данные эффективные меры дополнятся еще двумя направлениями. Во-первых, возмещение затрат по уплате процентов по микрозаймам: 50% от суммы, но не более 500 тысяч. Во-вторых, получение информационно-консультационных услуг: 50% от суммы, но не более 100 тысяч. Эти услуги предоставляют Фонд микрокредитования Иркутской области и центр «Мой бизнес». Они работают, конечно, на всю область, но нашим предпринимателям – тем, которые зарегистрированы в Иркутске – мы делаем такой дополнительный бонус.

Считаю, что для субъектов малого и среднего бизнеса все мной перечисленное – это одни из основных статей затрат.

Фото: из архива Татьяны Макарычевой

– Какие действия предпринимает мэрия для развития инвестиционного климата и поддержки инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие Иркутска?

– Нужно отметить внедрение так называемого единого окна. Город вышел с такой инициативой, и эту инициативу отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Единое окно позволяет начинать работать с инвестором не с момента создания бизнес-плана (то есть не с момента глубокой проработки), а изначально – с идеи. Человек пришел, у него есть ресурсы, которые он готов инвестировать в город, но нет знаний-умений, а нюансов при этом действительно много. Мы «пакуем» такие предложения как инвестпроекты. Многие инвесторы хотят, претендуют на грантовую поддержку федерального уровня, и это прекрасно, так как это вложения в наш город, в развитие экосреды вокруг, начиная от туризма и общепита и заканчивая промышленностью и инноватикой.

– То есть бывает, что инвестор не знает, чего он хочет, или же не знает, как выстроить отношения с городом?

– И то и другое. Кто-то не знает, как взять землю в аренду, кто-то не знает, как оформить взаимоотношения, заходя на исполнение госконтракта. Кому-то надо согласовать движение маршрутов по туристическим «зеленым» линиям. Потребности очень разные, запросов очень много, идеи интересные. Радует, что наши предприниматели занимают активную позицию; ситуация, которая складывается в стране, даже подстегнула их к реализации своих проектов в сфере туризма, отдыха и развлечения, общепита и культуры доставки товаров. Предпринимателю нужно найти пути реализации своего потенциала, за ним стоит коллектив. Нужно найти новые сферы и ниши, новые рынки сбыта – это зона ответственности предпринимателя, вопрос чести, можно сказать.

– Какие проекты сейчас входят в инвестиционный портфель столицы Приангарья?

– Проекты в портфеле в основном сформированы вокруг наших зон развлечения. Но есть и промышленные, например уже реализованный проект по выпуску тест-полосок для диабетиков. Я отметила бы зону развлечения на Якоби и спорт-парк «Поляна» – многогранные общественные площадки с широким мультипликативным эффектом. Ведь когда вы делаете какую-то площадку, то там и стройка, и обслуживание, и поставки, и сбыт готовой продукции, работ, услуг. Соответственно, как только начинается реализация какой-то площадки, становится очевидно, что все шире, чем сам инвестиционный проект, представленный на бумаге.

С крупными инвесторами Иркутск тоже плотно работает. Они делают много серьезных проектов, например по Цесовской и Нижней набережным. А город со своей стороны реализует проект по берегоукреплению: в этом году делаем проект, в следующем году начинаем стройку.

– В крупных проектах крупных инвесторов участвует ли мелкий и средний бизнес?

– Естественно. У нас законом закреплено, что определенная часть закупок товаров и услуг должна быть заказана у малого и среднего бизнеса.

– Сложная экономическая ситуация заставила власти усилить работу в сфере потребительского рынка: отслеживать рост цен на товары продуктовой корзины, вести переговоры с торговыми сетями о снижении наценки и т. д. Есть ли успехи?

– Торговые сети после ковида стали намного объективнее, с пониманием относятся к ситуации. Надо отдать им должное, они охотно идут на диалог, откликаются на предложенные пути снижения закупочных цен, активно включаются в продвижение продукции местных товаропроизводителей. Это очень радует. Недавно была встреча с сетевыми магазинами, рассматривали работу Иркутского хлебозавода и возможности реализации продукции по льготным условиям. Диалог получился конструктивным, приняли решение, что сети при продвижении каких-то акционных товаров будут продвигать и товары местных производителей, в том числе хлебозавода – по социальной цене.

Мы мониторим цены постоянно. Есть основная продуктовая корзина. На прошлой неделе мы, например, обнаружили, что у нас капуста поднялась в цене и цена держится, не падает. Вроде не время засолки. Выясняем, почему капуста оказалась в цене.

– Рядовые потребители не понимают, почему одни товары выросли в цене сильно, другие – не так сильно. Они где-то могут получить разъяснительную информацию относительно роста цен?

– Комитет организовал горячую линию для населения – телефон 8(3952)52-02-11, звонки принимают специалисты департамента потребительского рынка администрации города. Здесь же можно узнать, какие цены поднялись и почему. Некоторые вопросы изо дня в день одни и те же. Например, о ценах на сахар, бананы, офисную бумагу. Как-то нам сообщили, что бумага стоит больше тысячи рублей за пачку. Выехали на место проверять, но сигнал не подтвердился.

Вал обращений о ценах пришелся, конечно, на первоначальный ажиотаж, когда началась паника среди населения. И хорошо, что теперь люди немножко пришли в себя – может быть, свои закрома пополнили и успокоились, а может, просто видят, что полки пополняются, дефицита нет, цены откатились назад.

– Иркутск активно заявляет о себе как о крупном туристическом центре на карте России. Какая работа ведется для привлечения туристов?

–У нас есть Иркутская туристическая служба, сектор туризма. Они еще зимой начали готовить заявку к проекту «Код города», конкурс проводит Ростуризм. В целом мы хотели бы определить наш код – чем мы сильны на фоне других городов, хотели бы обосновать свой запрос – почему туристы должны приезжать к нам, почему наши жители должны ходить в наши музеи и на выставки.

Иркутск пронизан историей, культурой – и возможностями. И наша задача людей, которые приезжают на Байкал, удержать в городе и показать его красоту. У нас строятся гостиницы, мы взаимодействуем с операторами, которые обслуживают внутренний и внешний туризм. Операторы работают специализированно – кто-то на Москву, кто-то на Дальний Восток, кто-то на дальнее зарубежье, кто-то работает с детьми, кто-то – с людьми старше шестидесяти. Мы занимаемся формированием маршрутов. Люди приезжают к нам по нескольку раз, и они понимают, что в городе есть много интересного, от Глазковского некрополя до декабристских локаций.

Из последних новостей: город благодаря нашей заявке был признан, по мнению Ростуризма и Минстроя РФ, городом туристического интереса. В данный перечень включен всего 101 город из 54 субъектов РФ.

– Одна из ярких проблем Иркутска – общественный транспорт. В преуспевающем городе туристической направленности с транспортом должно быть все хорошо. Расскажите о планах по развитию транспортной сети.

– Планов очень много. Тем более что востребованность общественного транспорта возрастает. В рамках лизинговой программы планируем закупить 40 автобусов большой вместительности. В этом году подана заявка на инфраструктурный бюджетный кредит 2024–2026 гг. в Минстрой РФ на 100 автобусов, 12 троллейбусов, 10 трамвайных вагонов. Также нами направлена заявка на конкурс «Безопасные качественные дороги», в рамках которой планируется приобретение 49 троллейбусов на автономном ходу. Подали заявку на инфраструктурный бюджетный кредит. У нас неплохие шансы, но конкурс еще не состоялся, результатов еще нет. Оцениваться проекты городов будут по категорийности, по количеству рабочих мест, а также по налоговым отчислениям – это все-таки инфраструктурный кредит, который будет погашаться областью за счет налоговых отчислений. Имеет значение также соотношение инвестиционного капитала и бюджетных вложений.

Из последних наших заявок: мы нанесли на карту все новостройки и прямо прорисовали маршруты, обозначив, как вырастут потребности и трафик. Этот проект прошел конкурсный отбор на уровне Федерации – есть одобрение Минтранса РФ, Минстроя РФ, Минфина РФ и Минэконома РФ.

Отдельно хочется выделить заинтересованность нашего мэра в обновлении подвижного состава городского транспорта. Он лично дал поручение о покупке 40 автобусов большой вместимости, о которых говорили выше, ездил в Москву, договаривался.

В общем, все возможности пробуем, во всех программах участвуем, проводим переговоры с банками.

– За прошедший год хорошие темпы развития продемонстрировали муниципальные предприятия, которые еще недавно, при прежней администрации, были, что называется, «на грани», – «Горзеленхоз», Центральный рынок.

– Вообще, МУПов, достигших определенного успеха за последнее время, много. Но Центральный рынок действительно точка притяжения, и он в новый год вышел не то что на безубыточность – а на прибыль. Сейчас мы фиксируем у них чистую прибыль при выручке 181 млн руб. и расходах в 157 млн руб. Они оптимизировали свои расходы, сделали зонирование, смотрят, как им дальше развиваться, какие площади можно задействовать. Сейчас Центральный рынок – это не только продукты и цветы, как было раньше, теперь это еще и предоставление услуг, работ и продажа промтоваров. Там, например, есть бесконтактная прачечная, что для студентов и командировочных идеальное решение.

Упор администрацией рынка был сделан на местных производителей. А наши производители, которые уже были там представлены, расширили линейку своих продуктов.

У «Горзеленхоза» тоже свои успехи – они нашли новые точки роста. Сейчас установили на своей территории модернизированные теплицы. Закупили дополнительные семена. Начали взаимодействовать с депутатами по городским округам – каждый округ хочет выглядеть лучше, «ухоженнее». Все услуги – от производства рассады до обрезки деревьев, приведения территорий в соответствие нормами благоустройства – востребованы, доходы у предприятия возросли по сравнению с предыдущим годом. Директор предприятия – из числа депутатов, работал в этой отрасли, взял бремя, которое превратилось в доходное предприятие. Коллектив творческий, предлагают новые подходы по благоустройству; надеюсь, летом увидим в Иркутске красивые локации. Наш город этого достоин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру