40 ямок на версту: подрядчики укладывали асфальт прямо в лужи

Новый мэр разбирается с "наследием" Дмитрия Бердникова

В Иркутске началось продвижение «дорожного» вопроса. 20 мая пресс-служба мэрии сообщила, что новый мэр Руслан Болотов дал поручение о проверке МУП «ИркутскАвтодор», которое укладывало асфальт прямо в лужи.

Новый мэр разбирается с "наследием" Дмитрия Бердникова
Улица Челябинская. Фото: onf.ru

Надо полагать, что скоро все тайны «бердниковских дорог» раскроются – и горожане узнают, почему каждую весну асфальт стаивал вместе со снегом.

«Уже не первый раз мы выявляем подобные нарушения, которые демонстрируют непрофессионализм и халатное отношение к делу. Это недопустимо! Тем более, когда речь идет о муниципальном предприятии, которое обязано быть эталоном качества для остальных подрядчиков. По факту, выявленному сегодня, проведем проверку МУП «Иркутскавтодор». К виновным будут приняты жесткие меры», – заявил Руслан Болотов.

И действительно, работа «Иркутскавтодора» давно и постоянно вызывает возмущение у иркутян. Положить асфальт в лужу? Да легко. Дождь не помеха дорожным работам, равно как и снег. Фотографий с иркутскими дорожниками, которые при сильном снегопаде ремонтируют асфальт, в соцсетях полным-полно. И получается: работы сделано очень много, если судить по отчетам администрации – прежней, при прежнем мэре Дмитрии Бердникове. Но вот только «свежеуложенный» асфальт сходит весной следующего года вместе со снегом либо соскребается при зимней очистке улиц. И вуаля – ремонт надо делать заново.

Фото: onf.ru

В 2019 году Бердников в одном из интервью просто соловьем разливался, рассказывая, как замечательно обстоят дела с дорожным ремонтом в областном центре: «Начиная с 2015 года в Иркутске отремонтировано почти три миллиона квадратных метров дорог. Вот уже третий год подряд участвуем в реализации федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В 2017 году отремонтировали 27 участков дорог протяженностью 29 километров, в 2018 году – 34 участка протяженностью 33 километра. В 2019 году работы велись на 31 участке, а это почти 30 километров дорог. И это не считая дорог частного сектора. Также обустроили почти 100 тысяч квадратных метров новых тротуаров». Впечатляет. Только большая часть этих дорог «растаяла» нынешней весной.

Дмитрий Викторович также заявил, что верхним слоем на отремонтированных участках кладется асфальт класса «А» – очень прочный, гораздо выше качеством. Этот класс асфальта используется на федеральных трассах. Таким образом, ремонт дорог должен был продержаться не просто долго, а очень долго. По факту – это не так. Есть еще один нюанс – и не главный ли?– который заключается в том, что асфальт класса «А» на 40% дороже используемого ранее асфальта класса «B».

Проверку сделанных работ провел «Союз автомобилистов Сибири». Они написали письмо в «Упрдор «Прибайкалье» Росавтодора (контролирующий, между прочим, проект «Безопасные и качественные дороги»). В письме общественники попросили взять пробы асфальта с четырех улиц в Иркутске, которые были отремонтированы в 2018 году. Для взятия проб были выбраны улицы Рабочего Штаба, Дорожная, Костычева и объездная дорога микрорайона Юбилейный. Вырубка показала, что вместо 5 см слой дорожного покрытия был всего 1,9 см! А вместо заявленного асфальта класса «А» использовалось покрытие класса «В» и даже «С». Таким образом, дорога реально оказалась вполовину дешевле. А в отчетах администрации подешевела ли она? Сильно сомневаемся.

Общественники посчитали: в 2018 году на дороги Иркутска по программе «Безопасные и качественные дороги» потрачено около двух миллиардов рублей. Половина из этой суммы – стоимость асфальта. То есть асфальт в реальности оказался на 40% дешевле заявленного – то есть сэкономлено 400 миллионов рублей. Проследим за этой экономией. Ремонт дорог в Иркутске ведут разные компании. Если на конкурс выставляется большой лот – много ремонта сразу – его обычно забирает «Иркутскавтодор», который большую часть раздает субподрядчикам. Небольшие объемы могут взять другие компании. Однако практически все они берут асфальт в МУП «Иркутскавтодор». Качество дорожного полотна после окончания ремонтных работ в Иркутске проверяет лаборатория, которая принадлежит «Иркутскавтодору». Согласитесь, удобно, когда сам себя, фактически, и проверяешь. И «экономию» никто не заметит.

Общественники в 2019 году следили за ходом ремонта. И вот что они обнаружили: работы велись независимо от погоды, в регламенте работ не было чистки полос и ремонта колодцев, гравийная «подушка» меньше нормативной, толщина асфальтового слоя также меньше, чем требуется, ливневую канализацию никто не делает, а каменные бордюры при установке почему-то заменяются на бетонные. Такие дороги придут в негодность максимум через год. Свои данные общественники передали в Следственный комитет, ФСБ, а также прокуратуру.

Фото: onf.ru

В 2024 году программа «Безопасные и качественные дороги» заканчивает свою работу. При действительно качественном ремонте можно было бы успеть отремонтировать и основные магистрали, и второстепенные улицы Иркутска. Однако при ремонте «по-бердниковски» после окончания программы городские дороги попросту развалятся уже на следующий год. Не будет дорог – будут направления. Похоже, что именно «направления», а не дороги интересовали прежнюю администрацию. На направлениях «сэкономить» куда проще.

Кстати, про «экономию». Так сложилось при Бердникове, что «Иркутскавтодор» постоянно побеждал в конкурсах и, получая миллиарды из бюджета, отдавал их другим подрядчикам. Судя по всему, «своим» подрядчикам. Потому что это были в основном одни и те же фирмы. Но особый цинизм – это когда конкурс проводился с единственным поставщиком под предлогом чрезвычайной ситуации в регионе. Однако ЧС была в Тулуне, а подрядчики пользовались деньгами в Иркутске. Нормальная схема, при которой можно и типы асфальта подменить, и одну и ту же дорогу «ремонтировать» по нескольку раз. Теоретически, когда на подряде «свои», можно многое устроить. А то, что асфальт опять уплыл – контора спишет, как говорится.

Поэтому неудивительно, что Иркутск в 2019 году занял 34-е место из 37 городов России в рейтинге качества дорог. За семь месяцев 2019 года в Иркутске и Иркутском районе совершено 850 ДТП с пострадавшими и погибшими. Из них 261 – с неудовлетворительными дорожными условиями как сопутствующим фактором... А тем временем в конце 2019 года директор «Иркутскавтодора» Михаил Чайковский вдруг заявил, что предприятию нужно полмиллиарда на обновление автопарка – по 100 миллионов в год. Депутаты, слушавшие отчет, в ответ предложили внести «Иркутскавтодор» в список недобросовестных подрядчиков. Что объективно – ибо «эффективное» (по Бердникову) руководство «Иркутскавтодора», получая жирные контракты, умудрилось наруководить так, что просроченная кредиторская задолженность уже превысила 100 миллионов рублей.

Похоже, сегодня мэр Иркутска Руслан Болотов начал менять порочную систему, которая считалась нормальной при Дмитрии Бердникове: 20 мая он поставил профильным комитетам задачу пересмотреть подходы и требования к ремонту городских дорог, в том числе особое внимание уделить контролю подрядчиков, а также качества используемых ими материалов. Значит, за оставшиеся четыре года, пока действует программа «Безопасные и качественные дороги», город имеет возможность наверстать упущенное. И мы наконец-то будем ездить по ровным дорогам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру