Они утверждают, что работают буквально на пределе и ничего не зарабатывают. А люди, получая платёжки с растущими суммами, вздыхают – и платят. Порой – сами не зная, за что, но платят. А как им разобраться? Более того, по словам председателя ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» Сергея Вахонина, оплата за ЖКХ может быть намного ниже, чем та, что указана в платёжках. Для этого нужно всего лишь внедрить установленные государством параметры энергоэффективности и пересмотреть нормативы.
Прибор теплоучёта не учитывается
В платёжках ЖКХ есть несколько пунктов. Частично их можно контролировать – например, потребление горячей и холодной воды или электричества – по счётчикам. Однако есть расходы, которые под контроль граждан никак не желают передавать. К этим расходам относится отопление.
Нужно отметить, что практически на все ресурсы, потребляемые населением, существуют нормативы, которые должно устанавливать правительство региона в лице министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Установление нормативов регулируется федеральными законами, в том числе статьёй 157 Жилищного кодекса РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».
При этом существуют законы и подзаконные акты, которые обязуют власти регионов заниматься вопросами повышения энергоэффективности и энергосбережением. Для этого все многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учёта. А новые дома не разрешаются к сдаче в эксплуатацию не только без общедомовых счётчиков воды и тепла, но и без закрытой схемы горячего водоснабжения – это когда горячая вода берётся не из систем отопления, а получается путём нагрева холодной воды из общего водопровода. Данный нагрев осуществляется в подвале многоквартирного дома. При этом воду греют не электричеством, а с помощью контура системы отопления. Но об этом – чуть позднее, а пока вернёмся к нормативам на отопление.
Как можно понять из приведённой выше статьи ЖК, нормативы должны применяться только в тех домах, где нет общедомовых приборов учёта потребляемых коммунальных ресурсов.
– При этом совершенно не берётся в расчёт наличие индивидуальных приборов учёта тепла, – говорит Сергей Вахонин. – А между тем индивидуальными теплосчётчиками, по нашим данным, в Иркутской области оснащено около 8 миллионов квадратных метров жилья. Однако коммунальные компании показания индивидуальных теплосчётчиков просто не принимают.
По федеральному закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», при проведении капитального ремонта все старые дома должны в обязательном порядке оснащаться приборами общедомового учёта потребления ресурсов, в том числе и теплосчётчиками. В Иркутской области такое оснащение ведётся, но крайне медленно. И население региона продолжает платить по старым нормативам, которые устанавливаются в каждом муниципалитете отдельно по согласованию с минЖКХ. При этом правительство РФ обязало все регионы ввести общие нормативы для территории с учётом государственной программы по повышению энергоэффективности, а также определить наконец норматив на подогрев горячей воды к концу 2019 года. Вот только регионам дано было право отодвинуть это нововведение с 2020 на 2021 год, чем и воспользовалось минЖКХ Иркутской области. Вводить новые нормативы оказалось невыгодно – но не для жителей, а для управляющих компаний, которые потеряют на этом деле миллионы рублей.
Дом новый, а начисления старые
Все помнят эпопеи с перерасчётом «за тепло» в начале года, которые вызывали широкий резонанс буквально пару лет назад. Тогда многие жители по итогам года при установке общедомовых теплосчётчиков обнаруживали в своих платёжках в начале года астрономические суммы, которые они якобы недоплатили за отопление. Было несколько крупных скандалов, которые повлекли за собой проверки Службы жилнадзора и даже прокуратуры. Проверки показали, что в большинстве случаев расчёты, проведённые управляющими компаниями, были неверными, а показатели счётчиков общедомового учёта тепла завышались. После этого УК поумерили свои аппетиты, а в Иркутске было принято решение взимать оплату за отопление только по факту потребления – в отопительный сезон. Но и в этом случае, как говорит председатель ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» Сергей Вахонин, при расчётах используются завышенные нормативы.
– Последний пример повышения нормативов, который мы расследовали – это новый микрорайон «Современник» в посёлке Дзержинск, – говорит Вахонин. – Дома эти новые, имеют класс энергоэффективности «В». Для них должен использоваться норматив 0,0124 гигакалории (Гкал) на квадратный метр (по документам для классов энергоэффективности зданий). При этом общий норматив по Дзержинску – 0,043 Гкал на квадратный метр, он был принят местной думой. А на деле для пользователей применили норматив в 0,05 Гкал на квадрат, что привело к переплате в 77 рублей с лишним с каждого квадратного метра (если сравнивать с теми нормами, которые должны действовать для данных домов). А показания индивидуальных теплосчётчиков, установленных в квартирах данных домов, управляющая компания вообще в расчёт не брала.
Возник скандал локального масштаба, сюжет о котором даже показали на одном из телеканалов. При этом и УК, и власти считают, что они ничего особенного не сделали – ведь нормативы по классу энергоэффективности зданий нигде распоряжениями МинЖКХ не введены, не учтены и не будут вводиться как минимум год.
Грамотное население сложно обманывать
В ситуации с завышенными нормативами на отопление для новостроек огромные деньги управляющие компании делают ещё и на отсутствии забора горячей воды из системы отопления. Действующие завышенные нормативы учитывают потребление теплоносителя, то есть горячей воды, на бытовые нужды. В этом случае датчики напора теплосчётчика устанавливаются на обратную трубу и подающую одновременно. Разница, которая будет в расходе рабочей жидкости, покажет количество горячей воды, которая была потрачена для бытовых нужд.
В новостройках же установлены закрытые схемы горячего водоснабжения. Там с помощью теплосети греется водопроводная вода. Соответственно, нужно учитывать совершенно отдельные нормы расхода тепла на подогрев водопроводной воды – но эти-то нормы в Иркутской области отсутствуют вообще. Точнее, они есть и даже установлены приказом минЖКХ № 48 в марте 2017 года, но в действие они до сих пор не введены и вводиться не будут также до 2021 года…
Получается, жители новостроек платят за горячую воду по счётчикам – но по тарифам отведения из теплосети, без учёта нормативов на подогрев, и платят за отопление по непонятным нормативам, многократно завышенным, но, опять же, не учитывающим расход на подогрев воды… Сам чёрт ногу сломит, не так ли? Этим и пользуются управляющие компании…
Установка приборов общедомового учёта тепла и применение иных энергосберегающих технологий в многоквартирных домах выгодны жителям, но, как мы видим, крайне невыгодны для ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Первым тогда не на кого будет списывать свои потери и придётся тратить заработанные деньги на модернизацию своих сетей. А УК лишатся возможности бесконтрольно и практически безнаказанно накручивать платёжки.
– Меня возмущает то, что при капитальном ремонте многоквартирных домов по-прежнему не соблюдаются требования энергетической эффективности и оснащённости приборами учёта, – говорит Сергей Вахонин. – Даже в подконтрольных президенту страны районах затопления (Тулун, Нижнеудинск и т. д.) никто не собирается это делать.
При этом жителям Иркутской области никто не рассказывает о федеральной программе по повышению энергоэффективности. Почему? Грамотное население сложно обманывать…