Как Сергей Левченко убыточную авиакомпанию за бюджетные деньги покупал

Первым делом – самолеты, а реальные нужды области – потом

25.04.2019 в 07:25, просмотров: 929

Жителям Иркутской области, похоже, чрезвычайно «повезло» с губернатором: Сергей Георгиевич Левченко умеет «отмочить» что-нибудь эдакое, после чего даже самые знающие эксперты начинают нервно чесать в затылке.

Как Сергей Левченко убыточную авиакомпанию за бюджетные деньги покупал

После того, как было объявлено о покупке компаниями, близкими к коммунистам, холдинга «СМ Номер один», а также телекомпании «Аист», граждане замерли в ожидании: что ещё приобретёт наш народный на наши народные копейки? И народный не заставил долго ждать: в начале весны было объявлено, что в собственность Иркутской области через Корпорацию развития будет приобретён пакет акций авиакомпании «ИрАэро» размером в 51%.

Где собака зарыта?

В принципе, собственная авиакомпания с парком самолётов, пригодных для дальних рейсов, региону вполне могла бы пригодиться. Все знают, как дорого летать из Иркутска в ту же Москву. А если бы у Иркутской области был собственный авиаперевозчик, то региональное правительство могло бы устанавливать тарифы на билеты, сделав жизнь иркутян немного проще. Объясняя покупку «ИрАэро», Сергей Левченко заявил, что в Иркутской области множество территорий, до которых можно добраться только по воздуху, вот, мол, он и решил приобрести для области собственную авиакомпанию.

Неужели народный наконец-то действительно захотел облегчить жизнь своих избирателей? Не тут-то было, не надейтесь даже. Ведь авиакомпания «ИрАэро» доведена собственниками до состояния фактического банкротства. Её долговые обязательства превышают 3,4 миллиарда рублей. При этом стоимость пакета акций официально должна помочь авиакомпании заменить парк самолётов на новые МС-21. Эти лайнеры, однако, не предназначены для полётов внутри региона, так как являются среднемагистральными. Вот где собака зарыта! То есть в Москву слетать можно, а в Киренск – нет, поскольку для посадки в Киренске МС-21 нужно полностью перестроить киренский аэропорт. И так – во всех населённых пунктах региона, для улучшения доступа в которые, по замыслу губернатора, и приобретается «ИрАэро». Да и самого самолёта, в общем-то, ещё нет, и построен он будет не скоро. Зачем тогда области компания? Может, чтобы губернатор на собственном самолете летал в Австрию, послушать губернаторский симфонический оркестр в Венской филармонии? Будет очень удобно: загрузил всех чиновников – и вперед, до самой Вены.

В 2018 году «ИрАэро» приобрела в кредит три самолёта Boeing B-777. Кредит на эти нужды был выдан банком «Солидарность», который является аффилированным юрлицом со страховой компанией «Диана», принадлежавшей супруге губернатора Наталье Левченко. В этом же банке находился счёт, с которого сын иркутского губернатора Андрей Левченко заплатил свои долги по налогам ЗАО «Стальконструкция», избегая уголовного преследования. Общая сумма кредита, выданного КБ «Солидарность» авиаперевозчику – 480 миллионов рублей. Авиакомпания планировала стать официальным партнёром китайской туристической компании «U-Tour», с которой Сергей Левченко вёл переговоры ещё в 2015 году. Однако за это время китайская компания нашла себе другого авиаперевозчика, а «ИрАэро», чтобы платить за кредит, вынуждена была заключить контракт на перевозку туристов «Жемчужной реки». В декабре 2018 года, напомним, «ИрАэро» стала фигурантом громкого скандала, связанного с туристическими программами своего партнёра – туроператора «Жемчужная река». Тогда из разных курортных городов Китая не смогли вылететь более 2,5 тысячи россиян. При этом туроператор сразу стал накапливать долги перед принимающей стороной и своими партнёрами. В итоге «ИрАэро» отказалась вывозить из Китая российских туристов, и только вмешательство на федеральном уровне позволило решить проблему. При этом репутация авиаперевозчика оказалась, мягко говоря, подмочена. А долг «Жемчужной реки» за перевозку пассажиров в сумме 127 миллионов рублей можно списать в безнадёжные…

Народ заплатит за всё

В открытых данных есть вся информация о том, сколько денег должна компания «ИрАэро» разным структурам. Только в банки ей надо бы заплатить более 1,355 миллиарда рублей. За аренду и обслуживание самолётов «Суперджет» АО «Гражданские самолёты Сухого» – около 600 миллионов. Государственной транспортной лизинговой компании – 1,352 миллиарда рублей. За лизинг Boeing компании «Veling» – 123 миллиона рублей. А ещё есть аэропорты, заправщики, поставщики запчастей, питания на борту и т. д. – более 57 миллионов рублей.

И практически все эти долги «ИрАэро» накопила, находясь под покровительством иркутского губернатора Сергея Левченко. Не рухнуть окончательно авиаперевозчику позволяют только внутренние региональные перевозки на Ан-24 и Ан-26. При этом «ИрАэро» отказалась от выполнения субсидируемых полётов по территории области, поставив вместо себя аффилированную магаданскую авиакомпанию «Сила», которая летает только в Усть-Илимск и Казачинское, однако из бюджета получает на эти перелеты 155,6 миллиона рублей. Следует отметить, что оба города не являются такими уж труднодоступными – в любой сезон в них можно попасть по железной и автомобильной дорогам.

Кстати, авиакомпания «Ангара», которая летает в действительно отдалённые и труднодоступные Ербогачён, Маму, по северу из Киренска в Мироново, Коршуново, Визирный, Токму, Бур, Ику, Непу, Преображенку, Ерему, Ербогачен, Оськино, Тетею, Хамакар, Накано, Инарингу, получила из областного бюджета только 59 миллионов рублей при необходимой субсидируемости в 158 миллионов рублей. Скоро у «Ангары» закончатся эти деньги, и тогда северянам придётся туго.

Но сегодня Сергею Левченко недостаточно давать «ИрАэро» деньги в виде субсидий. Он собирается приобрести компанию вместе со всеми активами и пассивами. Активов там немного, а вот пассивы лягут в полной мере на областной бюджет. Возможно, там, в нашем с вами народном бюджете, есть деньги – недаром же губернатор хвалится растущими из года в год доходами. Но, согласитесь, потратить эти деньги в регионе есть на что – на медицинское обслуживание в регионах, на школы и детсады и так далее. Но тратить их на «собственную авиакомпанию» вряд ли разумно.

Кто полетит в Москву на областном самолете?

В этой странной сделке по приобретению авиакомпании с гигантскими долгами фигурирует Корпорация развития Иркутской области, через докапитализацию которой областные власти и намерены получить деньги на авиакомпанию. Видимо, по мнению губернатора, овчинка стоит выделки настолько, что можно проигнорировать даже нормативную часть. Ведь отдельный вопрос заключается в том, что форма участия КРИО в виде выкупа контрольного пакета акций противоречит допустимому участию Корпорации в проектах. По информации на сайте КРИО, основной формой участия является долевое участие в уставном капитале вновь создаваемой проектной компании, дополнительными формами являются создание объекта инвестиций на собственном балансе и в форме предоставления займа. Все это никаким образом не соотносится с планами правительства Левченко покупать акции действующей компании, имеющей все признаки финансово проблематичной, без создания принципиально нового производства или же расширения производства.

Кроме того, в союзе с региональными властями выступает «коммунистический» банк «Солидарность», а также и знакомое жителям области АО «Рампорт Аэро». По данным, обнародованным пресс-службой губернатора Иркутской области, эти «соучастники» заключили меморандум о взаимопонимании. Вот что говорит об этом губернаторская пресс-служба: «Согласно меморандуму, Корпорация развития Иркутской области выражает готовность выступить инвестором авиакомпании при условии приобретения контрольного пакета в размере 51% акций авиакомпании. Условия приобретения контрольного пакета акций будут определены отдельным соглашением между КРИО и действующими собственниками авиакомпании. Банк обеспечит высвобождение контрольного пакета акций из залога для приобретения их КРИО, а также выступит консультантом для действующих собственников авиакомпании. В свою очередь, «Рампорт», будучи заинтересованным в развитии международных перелётов на широкофюзеляжных воздушных судах, намерен предоставить коммерчески приемлемые условия обслуживания и базирования трёх воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпанией, в аэропорту Жуковский».

Как видим, о полётах по Иркутской области тут нет и речи! «ИрАэро» переводит свои Boeing из Пулково в «Жуковский». Пулково является кредитором перевозчика, а за базирование лайнеров в «Жуковском» платить будет бюджет Иркутской области. Соответственно, региону придётся забыть о других, важнейших расходах – к примеру, о субсидиях муниципалитетам, которым не хватает на самое насущное: оборудование детских садов, подготовку к зиме, ремонт коммуникаций ЖКХ, строительство образовательных и лечебных заведений… Но деньги губернатор Левченко предпочитает тратить на новый Ледовый дворец, чтобы устроить чемпионат по бенди. И на авиакомпанию, которая никому не нужна. Ну, может, только самому губернатору. Неужели Сергею Левченко не даёт покоя образ его предшественника Сергея Ерощенко, владельца не только «заводов, газет, пароходов», но и авиакомпании «Ангара»?

Вот только у Ерощенко хватает средств на развитие активов, и он не берётся за проекты, имеющие столь незавидные перспективы. И он как успешный бизнесмен знает, что по долгам своей компании своим же имуществом отвечает собственник. Впрочем, губернатор Левченко тоже это знает – и понимает, что за долги «ИрАэро» отвечать будет не он (деньгами из семейного кармана), а областной бюджет – нашими с вами деньгами.