Артефакты иркутского музея: что наши предки видели в слюдяное окно?

Рассказываем о странных предметах, которые наполняют фонды Иркутского краеведческого

В 1883 году в Иркутске на берегу Ангары было построено здание в мавританском стиле – ныне отдел истории Иркутского областного краеведческого музея, в фондах которого хранятся богатейшие коллекции Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, старейшей научной общественной организации Сибири. «МК Байкал» совместно с научными сотрудниками музея рассказывает о самых интересных экспонатах в проекте «Артефакты».

Мусковит на экспорт

В фондах краеведческого музея хранится старинное слюдяное окно конца XIX века. Оно выставлялось в экспозиции еще в далеком 1925 году и сегодня дополнило новую экспозицию отдела истории по освоению Сибири русскими в XVII–XIX вв.

До появления стекла в XVIII веке прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия затягивали бычьим или рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, а в северных районах – закрывали пластинами льда, не таявшими большую часть года. И конечно, для этого применялась слюда. В некоторых регионах России слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ столетия.

Добыча слюды была одним из важных промыслов, зародившимся на Русском Севере на рубеже X–XI веков. А в XVII веке возник сибирский центр добычи слюды, становление которого проходило на территории нынешнего Красноярского края, Якутии, Иркутской области.

Добычу – или, как раньше говорили, ломку – слюды на территории нынешней Иркутской области начали проводить кустарным способом в 1689 году в бассейне реки Витим, в местах выхода слюдяного пласта на поверхность. В те годы стекло еще не было изобретено, и слюду расщепляли на тонкие, пропускающие свет пластинки, которые использовали для заставки окон. Это был очень популярный, хоть и не самый дешевый материал.

Со слюдой связано развитие сибирских «северов». Северный поселок Иркутской области Мама зародился, например, в конце семнадцатого века как раз из-за поисков слюды – точнее, слуды, от глагола «слоиться» – по-старому «слудиться». В 1707 году на реке Маме добывали мамской листовой слюды 1270 пудов.

В XVIII веке илимский воевода распорядился расширить добычу слюды по притокам Витима. За лето рабочие добывали десятки пудов слюды, которую осенью вывозили в цивилизацию. Слюду отправляли в европейскую часть России, в Москву, в Азию – в Китай и на запад – в Европу и Америку. Материал был известен под названием «мусковит», или «московское стекло». Разработка месторождений слюды велась и по рекам в Восточном Саяне – по Уде, Бирюсе, Гутаре, Тагулу.

Сибирская слюда была ценным материалом и по качеству, прозрачности, крупности кусков намного обходила слюду с берегов Белого моря. Она была также и дешевле.

Когда появилось и стало развиваться стеклоделание, спрос на слюду упал. Месторождения были закрыты вплоть до начала двадцатого века, когда промышленности потребовались новые материалы в условиях технического прогресса. Тогда-то вспомнили и о слюдянском месторождении на байкальском побережье. Как материал для окон эта слюда не подходила, так как была темноватой – в Слюдянке месторождение так называемого флогопита.

Шаманская птица гагара

Особое место среди экспонатов, переданных иркутскому музею в конце XIX века ведущим исследователем коренных народов Севера Владимиром Иохельсоном – всего 185 предметов – занимает деревянное изображение шаманской птицы гагары.

В обрядовых праздниках чукчей, коряков, эскимосов и других коренных народов северо-востока России до сих пор существуют праздники, в которых главный мотив – приветствие различных времен года и жертвоприношение шаманским духам с целью их задобрить в предстоящий сезон охоты. Образ деревянной птицы гагары играет на этих жертвенных праздниках важную роль.

Особо хотелось бы выделить осенний обряд под названием Keretkun. В разных регионах у разных народов он проходит по своему определенному сценарию, однако суть всех подобных праздников – жертвоприношения духам ради удачной охоты в наступающем сезоне. У приморских чукчей приносят жертвы в виде голов моржей и тюленей, других зверей. У чукчей-оленеводов – в виде жертвенных голов оленей, песцов и волков.

Гагара играла в этих обрядовых действиях особую роль – она являлась связующим звеном между волей и желанием человека и необходимого духа природы, который дает обильную добычу. Фигурку гагары снабжали специальными петельками. В них продевали ремень так, что птица могла легко передвигаться по нему. Во время церемонии участники свистят в простые свистки, сделанные из дерева или гусиных перьев, с язычками из китовой кости. Этот свист считается голосом гагары, призывающим необходимых духов выполнять просьбы человека. Данный обряд наблюдался у многих коренных народов Севера. Русский этнограф Владимир Богораз отмечал, что подобные свистки видел в вашингтонском музее, и принадлежали они эскимосам Аляски и Камчатки. Это, конечно же, свидетельствует о близкой духовной культуре коренных народов севера Евразии и Америки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру