За кулисами: зачем театру 200 кг бамбука?

Сотрудник театра рассказывает, как устроен изнутри храм Мельпомены

В каждом театре есть свое закулисье. Мы побываем в закулисье театра кукол «Аистенок». Тем более что в третьей декаде марта весь мир отметил Международный день кукольника.

Сотрудник театра рассказывает, как устроен изнутри храм Мельпомены
Фото: предоставлено театром

Несмотря на кажущуюся миниатюрность здания, здесь есть все: профессиональные цеха бутафорский, пошивочный, костюмерно-реквизиторский. Конструкторский цех, где, собственно, и рождается кукла, находится в отдельной пристройке во дворе театра. Здание театра имеет два этажа: на первом фойе, сцена, зрительный зал и несколько административных кабинетов. А вот куда ведет лестница, вход на которую ограничен волшебной цепочкой?..  

Цех по производству чудес

В бутафорском цехе трудятся пять опытных художников-бутафоров, фантазия и профессионализм которых творят чудеса. Именно они делают весь реквизит к спектаклю, оживляют кукол и создают декорации. Ведь в конструкторском цехе мастером по куклам Сергеем Шабановым по чертежам и эскизам художника создается механика куклы, именно сюда кукла приходит в виде своеобразного скелета, который «обрастает» плотью уже в опытных руках бутафоров. Материалы, с которыми приходится работать, самые разные и неожиданные. Например, совсем недавно в театр привезли 200 кг бамбука, из которого по задумке художника-постановщика спектакля «Остров Иукини» Евгении Шабановой нужно было сделать декорации. А в процессе работы над спектаклем «Дядюшкин сон» бутафорам пришлось близко познакомиться с силиконом, ведь головы у всех персонажей сделаны как раз из этого материала. Из бутафорского цеха исходят не всегда приятные, а порой и неопознаваемые, запахи... Удивительно, но несмотря на то, что театр кукол существует с 1935 года, профессиональный бутафор здесь появился только в 1978 году, до этого все необходимое актеры делали сами, своими руками.

Фото: предоставлено театром

Кстати, в конструкторском цехе трудится и Борис Алимов – создатель декораций.

Главное, чтобы костюмчик сидел…

В пошивочном цехе рождаются костюмы к спектаклям для актеров и кукол, а также одежда для сцены. Километры тканей, эскизы, огромное количество катушек с нитками, профессиональные швейные машины, утюги – это царство красоты, в которым трудятся две феи, художники-модельеры Лилия Марценичко и Екатерина Зорина. Сейчас в спектаклях все чаще используют и «живой», и «кукольный» план, поэтому работы по пошиву костюмов заметно прибавилось. Например, для премьерного спектакля «Остров Иукини» пришлось изготовить 15 оригинальных костюмов.

Фото: предоставлено театром

Театральное хранилище

Особое помещение в любом театре – это хранилище костюмов, реквизита и, конечно же, кукол. Обычно это отдельные цеха, но в нашем театре этим богатством владеет один очень ответственный человек – Татьяна Токарева. 23 года Татьяна Александровна служит в театре кукол, бережно храня его историю, его главных героев – кукол. На сегодняшний день под чутким оком Татьяны Александровны более 800 кукол, все разные по настроению, мимике, по системам и механизмам управления, и каждая уникальна и любима, ведь кукла – это хозяйка театра, без куклы нет этого вида искусства. Все куклы хранятся на гребенках в подвешенном состоянии, это делается для того, чтобы кукла не деформировалась во время хранения и не перепутались нитки.

Где хранятся паспорта?

Первый этаж театра спроектирован таким образом, что он не ограничивается потолком, центральная часть фойе открыта и устремлена ввысь, а по боковым частям уже второго этажа, образуя балкончики, располагаются творческие цеха и административные кабинеты.

Как раз напротив пошивочного цеха находится кабинет главного режиссера театра Юрия Уткина, именно здесь идут жаркие обсуждения, решаются творческие вопросы и согласовывается репертуар театра (порой по несколько часов). Если вы заметили наблюдательный взгляд мужчины с балкона, знайте – это наш главный режиссер Юрий Анатольевич наблюдает за зрителями, переживает, пытается понять вашу реакцию.

Рядышком – кабинет заведующей художественно-постановочной частью Ольги Курлыкиной и помощника режиссера Анны Сазоновой. Здесь обсуждаются вопросы, связанные с художественным оформлением спектакля, хранятся эскизы кукол, костюмов, декораций. А также паспорта всех спектаклей, ведь у каждого спектакля, как и у человека, есть свой паспорт.

Фото: предоставлено театром

Царство света и звука

Далее мы попадаем в абсолютно неизведанное пространство. Здесь в темноте дремлют специальные фонари, в любой момент готовые осветить сцену самыми яркими красками. Именно здесь находится световая рубка. В театре три художника по свету: Лев Сагайдак, Василиса Худилова и Николай Крупченко. Во время постановки спектакля идет тесная работа с режиссером-постановщиком, в ходе которой составляется световая партитура, согласно которой осветитель и выставляет свет – размещает прожектора в определенных местах и подбирает к ним специальные фильтры, которые создают необходимо световое оформление спектакля.

Музыкальное сопровождение, звуковые и шумовые эффекты в театре дело рук звукорежиссера Владимира Димакова и звукооператора Вячеслава Егорова. Этот цех не скрыт от глаз зрителей и находится в самом центре театра, звуковая рубка разделяет зрительскую и закулисную части «Аистенка». Внесем ясность: звукорежиссер создает звуковые художественные образы, формирует драматургию звука, создает новые звуки, записывает и обрабатывает их. Так как ко многим спектаклям специально создается уникальная музыка, все технические моменты – последовательность, продолжительность и т. д. – определяет звукорежиссер. Все это звуковое богатство хранится в огромной базе данных и запускается со звукооператорского пульта. Звукооператор непосредственно ведет спектакль, это очень ответственная работа, ведь часто актеры ориентируются по музыке, фразам партнера или шумовым эффектам, поэтому очень важно все вовремя включить и ничего не перепутать.

Актерские гримерные

Пройдя по темному длинному коридору, мы попадаем на территорию актеров, в актерские гримуборные. В «Аистенке» две гримерки – мужская и женская. Труппа театра небольшая, всего 22 актера, из которых 13 женщин и девять мужчин. В гримуборных актеры готовятся к спектаклю, гримируются, отдыхают между репетициями. У каждого актера свой столик, зеркало, обязательно есть раковина и душевая, порой приходится делать очень сложный грим, который непросто смыть обычными салфетками. Здесь царит домашняя атмосфера, ведь актеры в театре проводят огромное количество времени и каждый хочет, чтобы на рабочем месте было уютно и приятно, как дома.

Магия сцены

Сердце театра – сцена и закулисье. Чтобы все двигалось на сцене, опускалось и поднималось, открывался занавес, есть специальный колосниковый механизм, им управляют машинисты сцены. Они же отвечают за декорации, именно машинисты готовят сцену к спектаклям, собирают-разбирают декорации, устанавливают все необходимое. Работа тяжелая и требует сообразительности, ответственности и быстроты. В театре кукол трудятся пять монтировщиков сцены.

Готовность всех служб к спектаклю проверяет помощник режиссера Анна Сазонова. Во многих театрах есть специальный пульт помощника режиссера, откуда идут команды во время спектакля, когда должно начать движение, чтобы актеры вовремя вышли, не забыли текст и т. д., но в театре кукол такого пульта нет, Анна Михайловна за всем следит своим всевидящим оком.

На сцене есть специальная яма для актеров, в которой они должны скрываться, это делается для того, чтобы создать эффект, будто куклы сами ходят по сцене, а на самом деле их водят актеры, которые из ямы не видны зрителю. Сейчас в нашем театре яма не используется, но есть два люка, которые опускаются и поднимаются.

…И вот через небольшой коридор, который отделяет сцену от зрительного зала, мы можем выйти в зал, покинув закулисье театра, чтобы вдруг оказаться счастливыми зрителями спектакля…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру