Ритуалы театра: актрисы Иркутского театра кукол – о своей работе

Рассказывают мастер сцены Наталья Уткина и молодая актриса Алена Копылова

В начале 2025 года Иркутский областной театр кукол «Аистенок» отметит круглую дату – 90-летие со дня основания. В середине 30-х годов прошлого века историю театра начинали артисты-любители, а сегодня здесь трудятся профессиональные актеры-кукловоды, которые умеют не только водить кукол, но и работать в живом плане, петь, играть на музыкальных инструментах, показывать акробатические номера.

Рассказывают мастер сцены Наталья Уткина и молодая актриса Алена Копылова
Фото из архива театра

О том, как становятся актерами театра кукол и что помогает кукольникам вживаться в свои роли, рассказали две артистки «Аистенка» – мастер сцены Наталья Уткина и молодая актриса Алена Копылова.

– В какой момент вы поняли, что – все, что теперь вы актриса театра кукол?

Фото из архива театра

Наталья:

– Поняла, когда пришла работать в Братский театр кукол «Тирлямы». Попала я туда случайно – увидела объявление в газете о том, что идет набор в театр во вспомогательный состав, и пошла. Я с детства мечтала быть актрисой, и все мои знакомые говорили: «Ой, Наташечка, ты артистка». Конкурс я прошла, меня взяли в труппу – и только тогда я стала учиться водить кукол. У меня было ощущение, что я оказалась в каком-то волшебном королевстве, настолько мне все нравилось. Только потом, спустя несколько лет работы на сцене, я поступила в театральное училище и получила профессию актера-кукловода. А начинала как любитель, да.

Фото из архива театра

Алена:

– Это случилось в театральном училище. На первом курсе я придумала масштабный этюд о войне, в котором задействовала почти весь курс. И наверное, после того как мы реализовали идею этого этюда, я поняла, что мне очень нравится работать с куклами. Оказалось, что мир полон образов и символов, и я стала искать их везде – в своей жизни, просто в жизни, в окружающем. Меня тогда это очень впечатлило.

Фото из архива театра

– Можете ли вы среди ваших коллег отметить кого-то как эталон актера театра кукол?

Наталья:

– Для меня эталон – это мой муж Юрий Анатольевич Уткин. Он режиссер и всегда был режиссером, но я видела, каким он может быть актером и как он подходит к этой работе, репетирует, готовится. Он великолепно, филигранно водит кукол. У него в руках тростевая кукла – это просто фантастика. Вот мои два учителя – Любовь Симонова, которая учила меня кукловождению в Братском театре кукол, и Юрий Уткин. Любовь Ивановна помогла мне освоить профессию, а Юрий Анатольевич стал примером, как работать над ролью. Я могла только любоваться, как он долго оттачивает мастерство, технику вождения кукол, как перевоплощается.

Алена:

– Чтобы какой-то эталон был или я на кого-то равнялась – такого нет. Но бывают моменты, когда я смотрю на своих коллег постарше – на Наталию Керн, Диану Бронникову – и понимаю, что каждая из них в своей работе уникальна. И для меня это стимул. Или, например, вижу, как работает Анастасия Усольцева (мы, молодые актеры, иногда Анастасию богиней называем): как она может очень легко, за несколько дней ввестись в сложный спектакль, который идет два с половиной часа. Вот это любовь к своему делу, это мастерство и талант. Наверное, я бы тоже хотела прийти к такому уровню.

Фото из архива театра

– Что бы вы могли назвать своим главным достижением в профессии за последнее время?

Наталья:

– Это моя роль Варвары в спектакле «Последний срок» по повести Валентина Распутина. Этот образ я собирала из родственных мне людей: ведь у меня и мама есть, и сестра, и бабушка, и я сама. Мне близко каждое слово Варвары, я понимаю, о чем она говорит и почему так себя ведет. Очень люблю эту роль, всегда ее жду и считаю ее своей личной победой, поэтому когда пришло известие о том, что я награждена за эту роль премией Министерства культуры Российской Федерации «За лучшую постановку по произведениям русской классики», конечно, была невероятная радость и гордость, но в то же время было и ощущение, что это закономерно и справедливо.

Алена:

– В конце прошлого сезона мне дали задание подготовить поздравление в честь юбилея творческой деятельности заслуженной артистки Любови Калиниченко и программу закрытия сезона. Я была в шоке, потому что время и ресурсы ограничены – нужно и дома что-то сделать, и в училище работать, и в театре. Я чувствовала большую ответственность за это задание, сильно переживала, даже плохо спала. В итоге все получилось. Я выдохнула, успокоилась и сейчас испытываю некую гордость за то, что прошла это, смогла. Я всегда боюсь взяться за какое-то дело и бросить его. Вдруг эмоции возьмут надо мной вверх, я испугаюсь, заболею, что-то случится? Даже маленькая ответственность для меня имеет большее значение.

Фото из архива театра

– Как у вас проходит процесс погружения в роль? Есть ли какие-то ритуалы?

Алена:

– Какого-то конкретного ритуала нет, но есть определенные действия, которые мне помогают в работе над ролью. К примеру, когда мы ставили спектакль «Братец Лис & Братец Кролик», а это индейско-ковбойская тематика, первое, что я стала делать – это смотреть мультфильмы, фильмы про Дикий Запад. Потому что когда есть насмотренность, фантазировать легче. То есть ты уже не просто у себя в голове беспочвенно фантазируешь, ты уже знаешь про какие-то нюансы и можешь их присвоить. И еще у меня творческий момент наступает перед сном, когда уже не надо куда-то бежать, не надо что-то делать. И в этот момент спокойствия я начинаю фантазировать. Представляю себе нашу сцену, наши декорации, смотрю на все как бы со стороны и размышляю, что можно в свою игру добавить. Например, какие-то акробатические элементы, если они подходят. Также я люблю наедине с собой порассуждать о своей роли, понять, что это за персонаж, почему он таким стал.

Наталья:

– Я очень люблю первый раз читать пьесу в одиночестве и обязательно вслух по ролям, за каждого героя. Одна, тихонечко, на диванчике, укрывшись одеялком, сидеть и читать, и представлять, как ты это будешь играть. Природа мне тоже помогает. Выйти на улицу, посидеть на качелях, поразмышлять, поднять лицо в небо. Сидишь, смотришь вверх и будто Вселенную всю чувствуешь, и хорошо так становится. Оттуда и вдохновение берешь, и жизненные силы.

Фото из архива театра

– Как вы считаете, есть ли у актера-кукловода и его куклы некая метафизическая связь? Снятся ли вам ваши куклы?

Наталья:

– Я отношусь к куклам как к живым душам, живым персонажам. Как только возьмешь свою куклу в руки, твоя душа будто в нее «проскакивает», и все – кукла оживает. Для меня кукла – это продолжение актера, а не его инструмент. Но нет, мне они не снятся.

Алена:

– Иногда бывают сны о театре, которые не связны ни с образом, ни с ролью. Как-то во время отпуска мне снилось, что я на сцене, у нас спектакль, мы выходим на поклон. Тут я проснулась – и так расстроилась, что это был всего лишь сон, а на работу еще нескоро. Пришлось себя успокаивать, настраиваться отдыхать дальше, хотя по театру я уже сильно соскучилась.

Фото из архива театра

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру