…Приехав на Байкал в первый раз, француз Филипп Дютей был тронут красотой этого великого озера. С тех пор на священном озере он побывал уже 17 раз. Познакомился с местными любителями льда, родилась, совместно с жителем Хужира Семеном Майором, идея создания фестиваля. Задачи две – сделать фестиваль на территории Иркутской области и скорректировать имидж Байкала и Сибири на международной арене. Дютей – продюсер фестиваля.
– Это место с очень сильной душой, очень специфическое и не без мистики. Я очень рад, что повстречал Семена, у нас отличное взаимопонимание, несмотря на то, что я живу во Франции, а Семен на Ольхоне и расстояние между нами 7000 километров, – Дютей говорит о том, что у фестиваля уже появилась устойчивая репутация, о том, что они стараются держать марку и повышать уровень. А еще о том, что нужно сохранять баланс этого места у поселка Хужир, возле которого создано это небольшое сообщество.
Организаторы фестиваля считают, что они разрушают стереотипы о Сибири. Туристы сюда сегодня приезжают со всего мира. Ведь много фестивалей из-за пандемии отменили, а на Байкале, несмотря на пандемию и морозы, все движется своим чередом. Семен Майор, председатель оргкомитета фестиваля, считает, что в Европе и США до сих пор есть стереотипы о медведях и ушанках, что здешние люди пьют водку прямо из бутылки.
– Хотим показать Сибирь и Байкал как место, которое населено дружелюбными и творческими людьми. В этом году наш международный ледовый фестиваль является частью мирового чемпионата по ледовой скульптуре, наравне с долгоиграющими конкурсами в США, Италии, Канаде.
Чтобы попасть на фестиваль, нужно было пройти серьезный конкурсный отбор, оказаться на Байкале посчастливилось только восьми командам.
– В этом году наш фестиваль называется «Из глубины веков», и эта концепция отражена в отсылке к историческим артефактам. Всего на конкурс поступило около 60 эскизов – из России, Ирана, Казахстана, Монголии и других стран. Мы выбрали восемь эскизов, которые наиболее глубоко отражают нашу тему. Так что «сердцевиной» фестиваля являются восемь скульптур, выполненных профессиональными мастерами на заданную тему. В них отражается глубокая связь человека с самим собой, со своим внутренним миром и подсознанием. Наши скульптуры «посажены» в историческую атмосферу: мы создали мегалитический ледовый комплекс, на стенах которого изображены реальные артефакты с разных точек мира. Кстати, каменная летопись мира сохранила очень интересные факты, которые иногда ортодоксальная история предпочитает уводить в тень, а мы показываем, чтобы вдохновить людей, – рассказывает Любовь Бешнова, концепт-дизайнер фестиваля.
Организаторами для участников было заготовлено порядка 250 кубов льда. Но были мастера, которым заготовленные кубы не понадобились. Барнаулец Александр Парфенов на первых фестивалях был участником, а сейчас – в команде организаторов, он помогает строить ледовый городок. В свободное от работы время он создал интересные скульптуры.
– У меня была долгая подготовка, моими учителями были корни деревьев Горного Алтая. Они были обмыты Катунью и Обью, вышарканы водой, связаны в узел. Каждый раз ты вынужден извилину у себя в голове процарапать, чтобы понять, на что он похож. Энергетический и эстетический сгусток пластических решений. Учиться у природы – самый правильный путь.
Парфенов считает, что нашему поколению достался лед как главный материал, мы стали первопроходцами и открыли законы работы со льдом. Но самое современное искусство сегодня, по его мнению, – все-таки то, что называют Driftwood. Дрифтвуд – это искусство поделок из коряг и прочего подобного природного материала. Он, как мастер, лишь дополняет то, что создала природа. Вот так он описывает, что получилось:
– Гриф-падальщик смотрит на свою потенциальную жертву, матерого мамонта, и между ними – разряд электрических волн. Над ними сосульки, которые от ветра замерзли диагонально. Это не я сделал эту композицию, а природа, обледеневшая скала превращена в мамонта. Я сам удивляюсь, глядя на все это, как через мои руки это могло прийти. Я очень доволен этой композицией.
Все его работы – вне конкурса, но про них говорят. Это действительно интересно. В наплесках он вырезал лицо стража, у пещеры поместил вырезанную изо льда нерпу.
– Я взял блок льда с трещиной, я знал, что он никому не пригодится, я никому не навредил тем, что нужный кусок забрал. Ко мне подошел биолог из нацпарка и рассказал, что точно так же у берега нерпы ищут пещерки и там вынашивают детеныша. Шуга на заднем фоне выглядит так, как будто у нее в животе детеныш. До этого я даже не предполагал всех этих особенностей и совпадений.
…Фигуры простоят в лучшем случае до середины марта, потом их нужно будет демонтировать, чтобы они не обвалились на туристов. И было принято решение их оцифровать. Уже нашелся покупатель на одну скульптуру.
– Я бесконечно счастлив поучаствовать в таком мероприятии и стать партнером. Мы занимаемся оцифровкой невзаимозаменяемых токенов, мы их оцифровываем и выставляем на площадки. Впервые в мире оцифруем ледовые скульптуры, которые будут выставлены на международной площадке. У нас уже есть покупатель на одну. Ледовая скульптура природой весной уничтожится, а мы ее сохраним на века в цифровом виде, это будет 3D-модель, – рассказывает Игорь Смоленцев, руководитель компании Finance Plus.